Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 889

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

по значению) возмож- но возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между

ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, воп- росительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответству- ющие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключе- ние: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читаю- щего ученика к описанным в тексте событиям.

Письмо


Закрепление технологии написания всех письменных букв и их со- единений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Уме- ние чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправ- лению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его резуль- татов. Формирование графической грамотности, связности и каллигра- фического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текс- тов, письмо под диктовку.

    1. Требования к уровню подготовки учащихся по программе «Обу- чение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • структуру родной речи, иметь образные представления, о еди- ницах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последова- тельности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

  • графические системы печатных и письменных букв русского ал- фавита;

  • форму каждой буквы как пространственно-количественной сово- купности составляющих ее элементов;

  • иметь привычку правильной посадки и навык пользования пись- менными принадлежностями.

Уметь:


  • читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэ- пическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

  • озаглавливать прослушанный текст;

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отде- льные слова, так и слова в предложении при различных методичес- ких условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или пись- менного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

  • ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.


Использовать приобретенные знания и умения в практической де- ятельности и повседневной жизни, а именно:

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

  • применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позицион- ного принципа русской графики для обозначения твердости/мяг- кости согласных и передачи на письме звука [й’].



  1. 1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   52

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)


В сфере личностных универсальных учебных действий будут сфор- мированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учеб- ной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориен- тация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овла- деют типами учебных действий, включая способность принимать и со- хранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вно- сить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпуск- ники научатся использовать знаково-символические средства, в том чис- ле овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий перво- классники приобретут умения учитывать позицию собеседника (парт- нера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отобра- жать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  • Проанализируйте структуру и содержание программы «Обуче-ниеграмоте».

  • Определитецелиизадачикаждогопериодаобученияграмоте.

  • Дайтехарактеристикупланируемымрезультатамнаосновесо-держанияданной программы.

Вопросы и задания


  1. �ем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?

  2. Дайте психологическую характеристику процессов чтения и письма.

  3. Раскройте основные направления работы по подготовке к обуче- нию грамоте.

  4. Почему сензитивным периодом начала подготовки к обучению грамоте является пятый год жизни?

  5. Какие методические приемы применяются для ознакомления де- тей с линейностью и дискретностью речи?

  6. Покажите последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова.

  7. Проанализируйте страницы разных учебных книг для обучения грамоте в сопоставлении по одной и той же схеме:


  • в чем сходство и различие структуры и содержания страниц;

  • какие виды наглядности имеются на страницах;

  • какие текстовые материалы помещены в книгах;

  • чем похожи и отличаются внетекстовые материалы книг;

  • какие виды занимательного материала помещены в книгах;

  • какой материал помещен для работы по развитию речи учащих- ся.

  • Для иллюстрации ответов на каждый из ниже представленных вопросов подберите конкретный материал с указанием страниц, например, «Русской азбуки».

    Приступая к анализу учебника, имейте в виду те задачи, которые ставились ее авторами:

    • интенсифицировать процесс формирования навыка чтения;

    • повысить содержательную ценность текстов букваря;

    • усилить направленность обучения на воспитание и развитие учащихся;

    • обеспечить достаточный интерес детей к первому учебнику русского языка и др.

  • В подготовительный период происходит знакомство детей с пер- выми лингвистическими понятиями: предложением, словом, сло- гом, звуком. Найдите в 2–3 букварях соответствующие страницы, обратите внимание на последовательность изучения понятий.

  • Укажите страницы в «Букваре» и «Азбуке», с которых начина- ются:

    • подготовительный период;

    • основной период;

    • первая ступень подготовительного периода;

    • вторая ступень подготовительного этапа и т.д.

  • Выделите два основных типа уроков обучения грамоте – зна- комство с буквой и закрепление. Урок знакомства, в отличие от урока закрепления, имеет довольно жесткую структуру, которая,