Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 879

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ





ние умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познава- тельных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изуча- ются психологией, – анализ и синтез, абстраги- рование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко ис-

пользуемые в методике, взяты из психологии.

Дидактика

Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая – это определение применимости дидактических при- нципов в методике. Так, принцип воспитываю- щего обучения общедидактический принцип

  • в методике родного русского языка интер- претируется следующим образом: во-первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера – слов, их сочетаний, текстов. Во – вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В

  • третьих, самовыражение обучающихся в сочи- нении, в рассказе формирует его самосознание, его личностные качества, его жизненную пози- цию.

Языкознание

Важнейшая роль в связях методики прина- длежит языковедению науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания.

Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический– лек- сический – морфемный – словообразователь- ный – морфологический – синтаксический

– уровень текста), а также специфика его разде- лов. Например, свойства русского правописания

рассматриваются как основа методики его пре





подавания, выбор методики определяется типом

орфограммы.

Психолингвистика

Психолингвистика изучает психологические и лингвистические аспекты речевой деятельнос- ти человека, социальные и психологические ас- пекты использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемысли-

тельной деятельности.

  • Каким образом методика использует данные психолингвистики,физиологии,языкознанияидругихнаук?Приведитепримеры,ил-люстрирующиесвязьметодикисосмежныминауками.

  • Рассмотритетаблицу.Пользуясьееданными,расскажитеосвязяхметодикирусскогоязыкавначальнойшколесдругиминауками.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе


Методика русского языка сформировалась к середине ��� века: ис- торические обзоры ее развития обычно начинают с выхода книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мысли- тельную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Но Ф.И. Буслаев не выделил задач начальной школы.

В 50–70-е годы внимание передовых педагогов было привлечено к народной школе. В центре внимания оказались вопросы обучения гра- моте, элементарным навыкам чтения и письма. В конце 50-х годов пе- чатаются статьи И.И. Срезневского, оказавшие влияние на разработку программ и методики обучения русскому языку. В эти же годы публику- ются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н. Толстого, в 1861 г. статья

«Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

Основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский (1824–1870), который создал методику, обосновал ее те- оретически, написал учебники для школы «Родное слово» для �, ��и ��� годов обучения, «Детский мир», а также пособия для учителей: «О пер- воначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподава- нию по «Родному слову». К.Д. Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
, создал систему уст-

ных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популяр- ных произведений, предложил методику изучения грамматики на основе анализа художественных образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова). К.Д. Ушинский раскрыл роль родного языка в воспитании человека, в формировании его личности, в его мыслительном развитии. К.Д. Ушинского – Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, Д.Д. Семенов, В.А. Флеров, Ц.П. Балта- лон, В.П. Вахтеров. Они придерживались принципов К.Д. Ушинского: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на ос- нове аналитико-синтетических упражнений.

Таким образом, дореволюционный период развития методики рус- ского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане соци- альном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учаще- гося), твердостью в выбранной линии развития, сохранением основных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, другими про- грессивными деятелями педагогики и школы.

В 20-е годы �� в. вводится дифференцированный подход в выборе психофизиологических основ усвоения различных орфограмм. Исследу- ются особенности детской речи на разных возрастных этапах. Именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в методике русского
языка: созданы учебные книги А.М. Пешковского

«Наш язык; разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся К.Б. Бархиным, А.В. Миртовым, Е.Е. Соловьевой; проведены первые исследования весьма известных впоследствии методистов М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и др. Вышли книги П.О. Афанасьева «Методика русского языка в трудовой школе», «Книга о языке» М.А. Рыбниковой, «Живые звуки» И.Н. Шапошникова.

Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г. – всеобщим и обя- зательным. К сожалению, в эти годы большое место стало занимать обу- чение грамоте взрослого населения. Начальное обучение перестает быть самостоятельным, законченным циклом образования. В 50-е годы �� в. начальное обучение полностью теряет законченный характер и пре- вращается в начальный, подготовительный цикл семилетней, а затем и средней школы.

Развитие методики русского языка в 40–60-е годы шло по пути уг- лубления и дифференциации. Глубоко разрабатывались такие области

методики, как методика словарной работы, методика работы над пред- ложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфогра- фии (Н.С. Рождественский), грамматики.

В последние десятилетия �� в. появилось немало принципиально нового.

Во-первых, много внимания и в исследованиях, и в методических рекомендациях стало уделяться ученику, его учебному труду на уроке и вне его, его трудностям,