Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 1771

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1.

Воронежской области

В составе существенных возможностей развития Воронежской области

Типологизация интересов субъектов

Относительные конкурентные преимущества Воронежской области

Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области

РАЗДЕЛ 2.

РАЗДЕЛ 3.

Воронежской области. Особенные характеристики Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года

Консервативный сценарий отличается:

Базовый сценарий отличается:

РАЗДЕЛ 4.

Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

сти Воронежской области:

Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.4. Развитие культурной среды

Ожидаемые основные результаты:

Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.

Ключевые задачи:

Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 5.

Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.6. Развитие туризма

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты:

Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:

РАЗДЕЛ 6.

Ключевые задачи:

Ожидаемые основные результаты.

Способы реализации целей и направления деятельности органов го- сударственной власти Воронежской области:

Ожидаемые основные результаты:

Способы реализации целей:

Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:

Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-

Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.

РАЗДЕЛ 9.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.

Развитие публичной собственности.

Ожидаемые основные результаты:

Образование

Возможности развития социальной защиты региона:

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:

Промышленность

Основные ограничения:

Агропромышленный комплекс

Строительный комплекс

Сдерживающие факторы:

Связь, информационные и коммуникационные технологии

Транспортно-логистическая инфраструктура

Возможности развития ТЛИС:

Основные ограничения в развитии ТЛИС:

Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика

Торговля и потребительский рынок

Туризм

Основной ограничитель:

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.

Инновационная деятельность

Основные ограничения:

Неблагоприятные факторы:

Экология

Динамика целевых показателей социально-экономического развития Воронежской области по годам реализации Стратегии

Перечень ключевых проектов социально-экономического развития Воронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии

Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области

Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области

Перечень нормативных правовых актов,

Приоритетные направления развития финансового потенциала реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской

Перечень документов и материалов,


В 2017 году свыше 1054 тыс. человек (89,5 процента общей численности рабочей силы) находились в трудоспособном возрасте. Доля мужчин состави- ла 93,7 процента, городского населения – 88,3 процента.

Уровень участия в рабочей силе лиц в трудоспособном возрасте соста- вил 79.6 процента, лиц старше трудоспособного возраста 18,9 процента.

Среди населения старше трудоспособного возраста наиболее высокий уровень участия в рабочей силе у лиц в возрастной группе 55-59 лет (50,3 процента), самый низкий (4,2 процента) у лиц возрасте старше 65 лет.

В 2017 году подавляющая часть (свыше 81,0 процента) занятого населе- ния области трудилась на предприятиях и в организациях, имеющих статус юридического лица, независимо от того, являются ли они наемными работни- ками, или владельцами (совладельцами) предприятия (организации). По найму у индивидуальных предпринимателей и у отдельных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, были заняты 8,5 процента населения.

Удельный вес лиц, осуществлявших свою деятельность на предприяти- ях, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, независимо от того, являются ли наемными работниками, или владельцами (совладельцами) пред- приятия, или помогающими членами семьи на этом предприятии, составил 4,9 процента. Доля занятых на индивидуальной основе (лица, осуществляющие экономическую деятельность, приносящую доход, и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) составила 2,9 процента, доля занятых в собственном домашнем хозяйстве производством продукции сель- ского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для реализа- ции, – 1 процент.

В 2017 году средний возраст занятого населения составил 41,6 года, без- работных 38,3 года. Занятое население старше безработных на 3,3 года.

Итоги выборочного обследования рабочей силы позволяют сделать вы-
вод, что, чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже уровень безработицы.

Рассматривая распределение численности занятого населения в возрасте 15 лет и старше по группам занятий в соответствии с Общероссийским клас- сификатором занятий (ОК 010-2014), следует отметить, что значительную до- лю (свыше 24 процента) составили специалисты высшего уровня квалифика- ции (среди них 29 процента – специалисты в области образования, четверть – в области бизнеса и администрирования).

Доля операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей составила более 14 процентов; квалифицированных рабочих про- мышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных профессий – 12 процентов (из них 42 процента – рабочие, занятые в металлообрабатываю- щем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники, 27 про- цента рабочие, занятые в строительстве).

Удельный вес специалистов среднего уровня квалификации в среднем по области составил 12 процентов. Среди них наибольшая доля (38 процента) приходилась на средний медицинский персонал здравоохранения, 31 процент

  • на средний специальный персонал по экономической и административной деятельности, 23 процента – на специалистов-техников в области науки и тех- ники.

В 2017 году, по данным выборочного обследования рабочей силы в воз- расте 15-72 лет, в области трудились 1014 тысяч квалифицированных работ- ников и 309 тысяч высококвалифицированных работников.

Наиболее высокий удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников отмечен в организациях образования (68,3 %); осуществлявших профессиональную, научную и техни- ческую деятельность (68,7 %); финансовую и страховую (64,3 %); деятель- ность в области информации и связи (56,3 %); в учреждениях государственно- го управления и обеспечения военной безопасности; социального обеспечения (49 %).

В долгосрочной перспективе демографические процессы не способст- вуют улучшению количественных и качественных параметров замещения вы-

бывающих контингентов работающих трудоспособного возраста. Доля насе- ления трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов Воронежской области стабильно снижается, изменяется структура работающих в сторону старения. По прогнозу социально – экономического развития области в период до 2035 года ожидается убыль численности занятого в экономике области на- селения, что окажет негативное воздействие на дальнейший рост объемов производства.

Выборочное обследование предприятий показывает, что в период до 2024 года потребность в новых кадрах составит 9,1 процента от среднегодовой численности занятого населения в 2016 году, в том числе на восполнение ра- ботников, выбывающих по возрастным критериям, - 5,4 процента, на ввод в эксплуатацию новых рабочих мест – 3,7 процента. Увеличение спроса на тру- довые ресурсы прогнозируется во всех городских округах и муниципальных районах области.

В таблице 13 приведена прогнозируемая кадровая потребность экономи- ки Воронежской области на период до 2035 года согласно целевому сцена- рию.

Таблица 13 – Прогнозируемая кадровая потребность экономики Воронежской области на период до 2035 года

Показатели

Годы

2019

2024

2030

2035

1

2

3

4

5

1. Потребность в кадровом обеспечении экономики, в том числе по видам эко- номической деятельности и группам

занятий, тыс. чел.


1097


1112,6


1140,8


1147,3

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и

рыбоводство

144,5

142,9

142,0

141,5

Добыча полезных ископаемых

3,9

5,0

5,9

6,9

Обрабатывающие производства

123,4

120,3

108,7

96,9

Обеспечение электрической энергией, газом и па-

ром; кондиционирование воздуха

25,3

25,5

26,1

27,9

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

10,2

10,4

11,1

12,9

Строительство

76,5

77,1

78,4

81,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранс-

портных средств и мотоциклов

247,8

250,5

255,5

260,0

Транспортировка и хранение

70,1

73,0

75,0

76,0

Деятельность гостиниц и предприятий обществен-

ного питания

22,0

23,5

25,9

26,5

Деятельность в области информации и связи

24,3

25,2

28,0

29,2

Деятельность финансовая и страховая

19,9

21,3

23,9

26,0

Деятельность по операциям с недвижимым имуще-

ством

21,3

22,5

23,6

25,0

Деятельность профессиональная, научная и техниче-

ская

33,9

34,6

36,9

38,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

26,2

28,0

30,1

33,0


Окончание табл. 13

1

2

3

4

5

Государственное управление и обеспечение военной

безопасности; социальное обеспечение

48,7

46,3

45,2

44,1

Образование

81,2

82,1

83,1

84,5

Деятельность в области здравоохранения и социальных

услуг

74,6

75,2

77,0

77,6

Деятельность в области культуры, спорта, организации

досуга и развлечений

15,7

16,3

18,0

19.0

Предоставление прочих видов услуг

27,5

32,9

46,4

60,3

2. Потребность в привлечении иностран- ных трудовых мигрантов, в том числе по

видам экономической деятельности и группам занятий, чел.


19564


21390


24042


26508

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и ры-

боводство

1459

1565

1759

1940

Добыча полезных ископаемых

1

2

2

2

Обрабатывающие производства

1581

1747

1964

2166

Обеспечение электрической энергией, газом и паром;

кондиционирование воздуха

0

0

0

0

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации за-

грязнений

194

214

238

260

Строительство

2200

2653

2986

3294

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспорт-

ных средств и мотоциклов

1144

1263

1419

1564

Транспортировка и хранение

441

487

545

599

Деятельность гостиниц и предприятий общественного

питания

120

132

144

156

Деятельность в области информации и связи

15

16

16

16

Деятельность финансовая и страховая

0

0

0

0

Деятельность по операциям с недвижимым имущест-

вом

1001

1069

1201

1323

Деятельность профессиональная, научная и техниче-

ская

0

0

0

0

Деятельность административная и сопутствующие

дополнительные услуги

465

512

574

631

Государственное управление и обеспечение военной

безопасности; социальное обеспечение

0

0

0

0

Образование

15

16

16

16

Деятельность в области здравоохранения и социальных

услуг

128

139

151

166

Деятельность в области культуры, спорта, организации

досуга и развлечений

25

26

26

26

Предоставление прочих видов услуг

275

301

337

369

Деятельность домашних хозяйств как работодателей

10500

11248

12664

13980

Деятельность экстерриториальных организаций и ор-

ганов

0

0

0

0

3. Численность трудоспособного населе-

ния в трудоспособном возрасте, тыс. чел

1279,1

1245,9

1266,4

1279,6

4. Доля молодежи в возрасте до 30 лет в

среднегодовой численности занятых в экономике, %


6,4


7,7


9,2


10,3

до 20

20-24

43,9

49,1

55,2

60,1

25-29

68,9

75,1

82,5

88,7


В ближайшей перспективе стимулирование занятости лиц с ограничен- ной трудоспособностью, повышение пенсионного возраста, повышение ми- грационной привлекательности региона могут стать основными источниками стабилизации численности трудовых ресурсов.

Существующий в регионе уровень профессионально-квалификационной подготовки занятого населения не позволяет адекватно нивелировать влияние негативных трендов демографических процессов на формирование и развитие трудовых ресурсов.

Следствием оттока рабочей силы из высокотехнологичных отраслей экономики в ходе ее структурной перестройки стало существенное возраста- нием объемов неформального сектора, смена профессии и утрата квалифика- ционных навыков значительной частью работающих.

Сохраняются проблемы структурной дифференциации профессиональ- ного состава занятого населения и восполнения в его структуре численности выбывающих контингентов рабочих. Сегодня работающие с начальным про- фессиональным образованием составляют примерно пятую часть работающих с высшим и средним специальным образованием. Низкий социальный статус и уровень оплаты труда вакантных рабочих мест не обеспечивают рост прести- жа рабочих профессий для молодежи и преодоление дефицита рабочих кадров на рынке труда. Острую потребность в рабочих кадрах испытывают, прежде всего, предприятия машиностроения и сельского хозяйства.

Низкая территориальная мобильность рабочей силы усугубляет ситуа- цию с выравниванием предложения рабочей силы в городских округах и му- ниципальных районах области. Уровень безработицы среди сельских жителей в 1,6 раза выше, чем среди городских жителей.

Происходящая модернизация региональной системы профессионального образования (создание многоуровневых и многопрофильных учреждений по- вышенного статуса, открытие ресурсных центров для подготовки квалифици- рованных кадров для предприятий машиностроения, самолетостроения, аграр- ного комплекса области) способствует повышению качества подготовки ква- лифицированных специалистов для экономики области и формированию сис-