ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1304
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Слово учител я. Таким образом, начать сочинение можно с указания даты наблюдения и обстоятельств, при которых был замечен первый снег. В основной части со- чинения должно быть представлено описание природы, двора, в сущности, того, что нарисовано на картине. Для завершения дневниковой записи можно использовать об- разцы высказываний из опорной схемы 1. Может быть, наблюдение пейзажа из окна дома могло вдохновить на
создание собственного рисунка, фотографии, на написание стихотворения.
Материал для заполнения таблицы
Снег: я слежу, любуюсь; белый, лёгкий; летит, кружится, падает, оседает, вьётся; чистые, по-детски беззащитные сне- жинки; зимний наряд к лицу земле; ощущение праздника.
Улица: открывается вид; заметённая, чистая улица; пустын- ный тротуар; сероватые следы похожи на узор; будто покрыт пуховым покрывалом.
Здания: возвышаются, обрамляя пейзаж; жёлто-серые дома, маленькие окна; будто украшены снежными хлопьями; снег лежит на плоских крышах.
Небо: я вижу маленький кусочек; прозрачное, спокойное, светло-серое, пасмурное; впечатление тишины, лёгкости, при- глушённого света.
Дерево: просматривается над домами; коричневатые ветви с сухими листьями.
Персонажи: я наблюдаю за; подруги (незнакомые девочки) радуются, кружатся, танцуют; соседский пёс выбежал, удивля- ется, не понимает; девушка стоит у окна, кто-то разговарива- ет по телефону.
Образец включения дополнительной информа- ции в основной текст
Слово учител я. В начале текста — дневниковой за- писи можно написать дату праздника Покров, т. е. пред- ставить, что первый снег выпал 14 октября. Можно ука- зать, чем примечателен этот день. Это праздник в честь явления Божьей Матери в одном из храмов древнего Кон- стантинополя. Как и Масленица, Покров восходит к веро- ваниям древних славян. К этому дню заканчивались все сельскохозяйственные работы, в этот день отмечалась встреча осени с зимой, с этого дня начинался сезон, ког- да женщины и девушки садились за прядение, ткачество, вышивание долгими зимними вечерами, начинался сезон зимних свадеб. Этот день был первым праздником холода. Как и на Масленицу, пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. Далее в со- чинении описывается пейзаж, а в завершение творческой работы можно использовать одну из поговорок, примет. Например, в какой-то момент вспомнилось, как бабушка
говорила… Или это мама вошла в комнату и произнесла... Поговорка оформляется как прямая речь, и дневниковая запись становится более интересной, красивой.
-
НепокрылПокров—непокроетиРождество. -
На Покров земля снегом укрывается, морозом одева- ется. 3) Каков Покров, такова и зима. 4) Покров землю покроет — где листом, а где и снежком. (Пословицы и поговорки)
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
С чего вы начнёте запись в дневнике? -
Какие слова и обороты будете использовать для соз- дания рассказа от первого лица? -
Как будете писать сложные слова, обозначающие оттенки цвета? Как пунктуационно оформляются при письме деепричастие и деепричастный оборот?
-
Домашнее задание. Упр. 233.
Урок 67. Степени сравнения наречий
Ц е л и: дать представление о степенях сравнения наре- чий; соотнести степени сравнения наречий с подобным лингвистическим явлением у прилагательных; учиться видеть в тексте наречия в сравнительной степени.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Структурирование знаний. Установ- ление диалога культур. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Упр. 230 (по цепоч- ке). Фронтальный опрос:
-
Какие разряды наречий вам известны? -
К какому разряду относятся наречия спокойно, в насмешку, изредка, вдалеке, удивительно, смолоду? -
Приведите примеры местоименных наречий. -
Какими членами предложения являются наречия?
1) Дверь напротив была открыта. 2) Утром все с радо-
стью побежали к речке. 3) Ваше письмо кстати.
Некоторые ученики получают дополнительные зада- ния, зачитывают выписанные пословицы и афоризмы, включающие наречия разных разрядов, определяют раз- ряды наречий.
-
Освоение нового материала.
-
Беседа по вопросам по прочтении § 36:
-
-
Какие наречия могут образовывать степени сравне- ния? -
Как образуется простая сравнительная степень на- речий? -
Как образуется превосходная степень сравнения на- речий?
-
Наблюдение над лингвистическим материалом. Уча- щиеся записывают в тетради два предложения, под руко- водством учителя подчёркивают члены предложения. Учитель обращает внимание на правильное произношение и форму слова красивее.
Это платье красивее прежнего. Она танцует красивее других.
-
Слово учител я. В первом предложении слово красивее обозначает признак предмета, потому что отно- сится к существительному платье, отвечает на вопрос каков о? (платье каков о? красивее). Начальная форма слова — красивый. Оно изменяется по падежам (красивое платье, красивого платья), по числам (платье красивое, платья красивые) и по родам (платье красивое, костюм красивый). В предложении является сказуемым. Следова- тельно, это слово — имя прилагательное, употреблённое в простой сравнительной степени.
Во втором предложении слово красивее обозначает при- знак действия, потому что относится к глаголу танцует, отвечает на вопрос к а к? (танцует к а к? красивее). Начальная форма слова — красиво. Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством. Следовательно, это наречие, употреблённое в простой сравнительной сте- пени.
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с текстом. Ученики находят в тексте наре- чия и прилагательные в сравнительной степени. Выписы- вают указанные прилагательные и наречия вместе со сло- вами, к которым они относятся, указывая также и зада- ваемый вопрос.
Ветер и солнце
Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий завернулся в свой плащ. Ветер задул ещё порывистее. Задро- жал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхнюю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся совсем и выкупался в реке. (А. М. Пешковский)
6 Дополнительный вопрос:
— Какая из выписанных синтаксических конструкций не яв- ляется словосочетанием? (
Кто из них сильней — это подлежа- щее и сказуемое, словосочетанием не является.)
-
Распределительный диктант. Записываются в раз- ные колонки сочетания, содержащие наречия в сравни- тельной степени, и сочетания с прилагательными в срав- нительной степени. Один ученик работает на доске.
Бульон был вкуснее; приготовить вкуснее;деньстано-вился короче; это платье короче; говорить короче;онка-зался всех выше и стройнее; спортсменделалсявыносливее. Учителю следует обратить внимание учеников, что по- сле глаголов делаться, являться, становиться, казать- ся следуют прилагательные в сравнительной степени, вхо-
дящие в состав сказуемого.
-
Работа с учебником. Упр. 235. Ученики читают текст; определяют его тему; выписывают словосочетания с наречиями. Затем под руководством учителя составля- ется план, который может выглядеть так:
-
Старинный праздник Сабантуй. -
Подготовка к празднику. -
День торжества: а) официальное открытие; б) раз- влекательная часть. -
Наиболее интересная часть празднования: а) нацио- нальная борьба; б) шуточные состязания.
В заключение задаётся вопрос:
-
Вспомнились ли вам русские национальные празд- ники, похожие на Сабантуй? (Масленица, Рождественские Святки.)
-
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
-
Как различить прилагательные и наречия в сравни- тельной степени? (Нужно определить синтаксическую роль в предложении и найти слово, к которому относится проблемное слово. Если относится к существительному и является сказуемым, то это прилагательное. Если отно- сится к глаголу и является второстепенным членом, на- пример обстоятельством, то это наречие.) -
Для чего нужно уметь различать в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Что- бы правильно определять их синтаксическую роль.)