ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1267
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Уроки 63—64. Разряды наречий
Ц е л и: познакомить с разрядами наречий; учить раз- личать наречия по значению; определять синтаксическую роль наречий.
Личностные УУД. Укрепление нравственных основ личности. Познавательные УУД. Извлечение и структу- рирование информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход уроков
-
Лингвистическая разминка. Записывается в тетрадях предложение, выполняется его синтаксический разбор.
Художник наблюдает события жизни долго и на- стойчиво, а потом, создавая живописное полотно, он приказывает времени: «Мгновение, остановись!»
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по § 34. Упр. 222 (по цепочке). -
Освоение нового материала. Слово учител я. На предыдущих уроках говорилось о роли наречий в тексте, о том, что без них невозможно обойтись, когда нужно указать направление (справа, внизу, сверху, далеко), вре- менную отнесённость (вчера, завтра, долго), степень на- личия признака (очень, мало, чрезмерно). В сущности, речь идёт о разрядах наречий, число которых достаточно велико. Знание разрядов наречий поможет узнавать эту часть речи среди других в предложении, точно определять синтаксическую функцию наречий. Ясное представление о разрядах наречий даст таблица, которую предстоит со- ставить, опираясь на материал учебника.
Учащиеся заполняют таблицу под руководством учите- ля (примеры берутся из учебника и дополнительного ма- териала).
Разряды наречий по значению | |||||
Образа действия | Меры и степени | Места | Времени | Причи- ны | Цели |
К а к? Каким обра- зо м? | Сколь- к о? В о (на) сколь- к о? В ка- кой степе- н и? | Г д е? Куд а? Отку- д а? | Когд а? С ка- ких по р? До каких по р? | Поче- м у? | За- ч е м? |
Пешком, налегке, впри- прыжку | Вдвое, слегка, едва | Туда, везде, недале- ко | Вечером, потом, смолоду | Сгоря- ча, со зла, сосле- пу | На- спех, на- смех, зря |
6 Дополнительный материал: 1) У милого дитяти много имён. 2) Кто детям потакает, тот потом слезу пролива- ет. 3) Яблоко от яблони недалеко падает. 4) Не руби сгоряча, не говори со зла. 5) Вперёд не забегай, а от своих не отста- вай! 6) Без хлеба куска везде тоска. 7) Говорит направо, а глядит налево. 8) Сделаешь наспех — людям насмех. 9) Со- слепу слона не приметил. 10) Умную голову почитают смолоду.
11) Сделал дело — гуляй смело. (Пословицы)
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 224. Комментированное письмо. Упр. 228. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. -
Работа с таблицей. Учитель сообщает о местоимен- ных наречиях, которые неопределённо указывают на ме- сто и время событий. Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя.
Указательные | Здесь, там, тут, туда, тогда |
Неопределённые | Где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где |
Вопросительные | Где, куда, когда, зачем |
Отрицательные | Нигде, никуда, негде |
Для закрепления устно выполняется упр. 229.
-
Домашнее задание. Урок 63. § 35. Упр. 225, 227. Урок 64. Упр. 230. Дополнительное задание для некото- рых учащихся: найти и записать в тетрадь 3—5 пословиц и афоризмов, в которых содержатся наречия, принадле- жащие к разным разрядам.
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
«Первый снег» (дневниковая запись)
Ц е л и: учить создавать рассказ от первого лица на ос- нове увиденного пейзажа; познакомить учащихся с жан- ровой формой дневниковой записи; совершенствовать уме- ние воспринимать образ в живописи; учить включать в основной текст сочинения свои фоновые знания (в данном случае — пословицу, поговорку).
Личностные УУД. Развитие нравственных и эстети- ческих основ личности. Познавательные УУД. Извле- чение информации. Умение создавать высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Владение монологической речью в соответствии с грамма- тическими и синтаксическими нормами русского языка.
Ход уроков
-
Мотивационное начало урока. Слово учител я. Дневники, как и письма, помогают человеку раскрыть себя. Дневники и переписка писателей, художников, учё- ных интересны широкому кругу читателей. Чем богаче внутренний мир автора, тем интереснее знакомиться с его эпистолярным творчеством.
В дневнике, как и в письме, можно рассказать о встре- чах и происшествиях в течение дня, можно делать заме- чания, записывать любопытные факты. Например, рус- ский писатель Михаил Михайлович Пришвин 15 апреля 1914 года сделал такую запись: «На солнечныхместах в бору вырастает звонкая сосна, и если из такой сосны построить дом и не заклеить его изнутри обоями,то звонкий лес будет всё передавать на улицу, что будет сказановдоме.Япоселилсявтакомдеревянномдомеи
вовсенезнал,чтоониззвонкоголеса».Или запись от
2 июня 1914 года: «Домик Софьи Владимировны стоитна красивом местечке, на закате бывает очень там хо- рошо. Раз сюда заехал один француз, пошли гулятьна закате и смотрят: он кому-то внизу аплодирует, по- шли к нему и узнали, что французу солнце понравилось, солнцу аплодировал».
Если подробно записывать свои мысли и переживания, то тогда дневник становится до- кументом человеческой души.
Дневники писателей издаются в виде отдельных книг. Но бывают такие дневники, которые в виде одной книги издать невозможно. М. Пришвин вёл дневники на протя- жении пятидесяти лет, почти всю свою жизнь. По объёму они превышают даже 8-томное собрание сочинений писа- теля.
-
Работа с фрагментом дневника М. М. Пришвина.
Ученики читают текст, отвечают на вопросы:
-
О чём текст? От чьего лица ведётся повествование? По каким признакам можно определить, что это дневни- ковая запись? (Текст о снежной зиме, которой автор удив- ляется и немного грустит из-за ограничения передвиже- ния. Повествование ведётся от первого лица, от лица ав- тора. В тексте использованы падежные формы личных местоимений — я, мне, мы. Обозначены дата и время суток. В дневниковой записи переданы личные впечатле- ния, воспоминания, действия.) -
Чем дневниковая запись отличается от письма? (В дневнике отсутствует адресность. В письме человек де- лится с кем-то, пишет для кого-то; дневник ведёт для себя, стараясь быть честным с самим собой.)
6 6 января. Зимний рассвет, строгий, красный, начался и не кончился. Солнце выбивалось, выбивалось, да так и не взошло, какая-то мгла затянула всё. Снег в эту зиму необык- новенный, будто сила необоримая. Давно того не было, быва- ли снега, помню я, бывали, да не такие. Хотели мы с хозяином один дубок посмотреть за баней, через дорогу недалеко, и не могли пройти, вернулись. А метели каждый день всё прибав- ляют, и кажется мне, что вот придёт день и не выйдешь из дому. Проснёшься — темно, окна засыпаны. Вокруг деревни
вижу пустыню недоступную. <…> Следы заячьи, звериные, а человеческих нет и нет. (По М. Пришвину)
-
Работа по картине И. Попова «Первый снег». Слово учител я. Художник Игорь Александрович По- пов жил в Москве, на Брянской улице. Вид из своего окна он и изобразил на картине «Первый снег», удивляясь и радуясь впервые выпавшему снегу. Вам предстоит создать собственную дневниковую запись по этому пейзажу. За- пись ведётся от первого лица, нужно выразить своё от-
ношение к увиденному, поделиться в дневнике своими переживаниями, мыслями.
Отвечая на вопросы и работая над сочинением, учени- ки используют опорную схему 1 «Описание пейзажа, изо- бражённого на картине». Наблюдения удобно оформлять в виде таблицы.
Снег | Тротуар | Здания | Небо | Дерево | Персонажи |
| | | | | |
Беседа по вопросам.
-
Что изображено на картине «Первый снег»? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живо- писи? (На картине изображены улица, тротуар, занесён- ный первым снегом, на первом плане — дети, которые радуются снежинкам. Художник передал мысль о том, что первый снег — как и любое первое явление природы, первый ливень, первая гроза, первые прилетающие пти- цы, грачи — прекрасен, удивителен, особенно если чело- век замечает эти первыеявления.) -
Каково начальное впечатление от наблюдения пер- вого снега? Опираясь на какой-либо из предложенных ва- риантов высказываний в опорной схеме, сформулируйте мысль о первом впечатлении и запишите в тетрадь. (Записывают и зачитывают 2—3 примера.) -
Какого цвета здания? Где располагаются? Вспомни- те, что для описания местоположения объектов обычно используются наречия. (Слева и справа располагаются здания желтовато-серогоцвета.) -
Представьте, что чувствуют дети. Сколько их? Как двигаются? Что переживают? Пофантазируйте, кто бы это мог быть, если бы вы смотрели на них из окна. (Подруги, незнакомые девочки, девочки из соседнего дома.) -
Есть ли на картине другие персонажи? Где они на- ходятся? Чем заняты? -
Пофантазируйте, как вы любовались первым сне- гом. Может быть, вы чем-то были заняты, вернулись откуда-то, только что проснулись? -
С помощью каких наречий можно описать падение снега? Назовите и запишите их. (Легко, невесомо, медлен- но, тихо, бесшумно, красиво, сказочно, волшебно, необык- новенно,чудесно.)