ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1288
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Домашнее задание. § 36. Упр. 236. Дополнительно: подготовить сообщение о русских национальных праздни- ках. Рекомендуется пользоваться записанным в тетради планом, где указана логика сообщения: истоки праздни- ка, подготовка, празднование, самое интересное из проис- ходящего.
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Ц е л и: познакомить с порядком морфологического раз- бора наречия; учить выполнять данный морфологический разбор; повторить морфологический разбор прилагатель- ного, глагола, причастия; развивать у учащихся способ- ности к самостоятельной работе.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Извлечение локальной конкретной информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопро- сов. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания.
-
Работа по учебнику. Учащиеся прослушивают 2—3 сообщения своих одноклассников о русских праздниках, задают вопросы, участвуют в оценивании. Упр. 237 (от- вечает один человек). По заданию к упражнению учащи-
-
еся озвучивают ситуации, в которых можно было бы упо- требить пословицы из домашнего упражнения.
-
Тестовые задани я.
-
Найдите среди выделенных слов наречие.
а) Быстрее всех бегает гепард.
б) От улыбки хмурый день светлей. в) То, что вы говорите, не ново.
г) Прозрачно небо.
-
Укажите общее значение наречия из словосочетания работал
неистово.
а) признак предмета в) признак признака б) признак действия г) действие
-
Укажите общее значение наречия из словосочетания дверь
справа.
а) признак предмета в) признак признака б) признак действия г) предмет
-
Укажите общее значение наречия из словосочетания очень
громко.
а) признак предмета в) признак признака б) признак действия г) предмет
-
Каким членом предложения чаще всего является наречие?
а) дополнением в) обстоятельством
б) определением г) сказуемым
-
Укажите, в каком предложении наречие является определе- нием.
а) Студент сдал все экзамены вовремя.
б) Ослепительно блеснула вблизи молния.
в) Яйцо всмятку наш кот любил больше всего на свете. г) Он хорошо играл на гитаре.
-
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Лучше других пел мой отец.
б) Более собранно выглядели ученики нашего класса. в) Наиболее ярко прошёл в нашей школе театральный
фестиваль.
г) Нужно выполнить эту работу более качественнее.
-
Освоение нового материала. Знакомство с планом морфологического разбора наречия. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 240. Объясняют написание, находят наречия, производят морфологический разбор. -
Запись предложений с морфологическим разбором выделенных слов.
Говори с другими поменьше, а с собою побольше. Здо- ровье всего дороже.
Под носом взошло, а в голове непосеяно.
-
Домашнее задание. Упр. 238.
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
«Моё отношение к прозвищам»
Ц е л и: учить писать сочинение на основе прочитанного текста; познакомить с опорной схемой 4 «Сочинение-рас- суждение»; совершенствовать навыки грамотного письма. Личностные УУД. Принятие собственной точки зре- ния по проблеме. Познавательные УУД. Извлечение ин- формации. Построение речевого высказывания. Коммуни-кативныеУУД.Умение связно и точно выражать свои
мысли.
Ход уроков
-
Мотивационное начало урока. Учитель настраивает на серьёзное отношение к уроку, сообщая, что сочинение- рассуждение требуется написать на ГИА и ЕГЭ. Кроме того, умение принять определённую точку зрения являет- ся важным личностным качеством. -
Повторение сведений о сочинении-рассуждении. Учащиеся знакомятся с образцом сочинения-рассуждения, находят тезис (мысль, которая должна быть доказана), аргументы (доводы, доказательства) и вывод. Учитель подчёркивает, что вывод должен соответствовать тезису, обращает внимание на типовую лексику: во-первых, ... во вторых,...наконец,...такимобразом,...
Образец сочинения-рассуждения
Изучение русского языка в школе требует к себе се- рьёзного отношения.
Во-первых, высокая грамотность — один из показате- лей определённого уровня культуры человека. Во-вторых, каждый школьник должен выполнить ГИА и ЕГЭ, чтобы получить аттестат. В-третьих, серьёзным работодателям всё чаще требуются сотрудники, которые владеют культу- рой речи и умеют писать без ошибок. Наконец, если че- ловек способен чётко выражать свои мысли, то он всегда интересен окружающим.
Таким образом, нужно быть собранным на уроках рус- ского языка, задавать учителю вопросы, если что-то оста- лось непонятным, внимательно выполнять домашние за- дания.
-
Работа с учебником. Проверяют упр. 238. -
Подготовка к написанию сочинения «Моё отноше- ние к прозвищам». Обсуждается вопрос: «Являются про- звища или не являются “опасной эпидемией”?» Формули- руются аргументы, оформляются записи в виде таблицы.
Прозвища — это обидно | Прозвища — это весело |
Человек утрачивает имя, по- лученное от родителей. Про- звище заслоняет смысл имени | Произнося прозвище, окружа- ющие помнят и настоящее имя |
Прозвище не всегда отража- ет лучшие черты характера | Прозвище свидетельствует о внимании со стороны окружа- ющих |
Прозвище может быть обид- ным | Если прозвище не нравится, то на него можно не откликаться |
Вывод: лучше не давать про- звища и не отзываться на них | Вывод: выдумывание прозвищ не вредит человеку. Это похо- же на забавную игру |
Учитель проговаривает чёткую формулировку тезисов: Я думаю, что прозвища являются «опасной эпидемией». По моему мнению, прозвища не являются «опасной эпи- демией».
-
Работа с черновиком. -
Домашнее задание. Написать сочинение на тему
«Моё отношение к прозвищам».
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
не с наречиями на -о и -е
Ц е л и: проконтролировать знания учащихся о наречии как части речи; познакомить с правилом слитного и раз- дельного написания не с наречиями на -о и -е; учить гра- мотно писать указанные наречия.
Личностные УУД. Умение самостоятельно работать и распределять время. Познавательные УУД. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопро- сов.
Ход уроков
-
Тестовые задани я. Вариант 1.
-
Определите, в каких рядах все слова являются наречиями меры и степени.
а) слишком, крайне, сгоряча, удивительно
б) чуть-чуть, много, колоссально, умиротворённо в) очень, капельку, понемногу, едва, мало
г) помаленьку, едва-едва, слегка, вдвое