ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1290
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Тестовые задания.
Вариант 1.
-
Какие слова без приставки не употребляются?
а) (в)миг
б) (во)время в) (на)тощак г) (на)чеку д) (на)удачу
-
В каких примерах выделенные слова являются наречиями?
а) Как по лесенке, по ёлке огоньки взбегают (в)высь. б) Воины напряжённо вглядывались (в)даль степей. в) Довольные вечером, гости расходились по домам.
г) Я грозил ему (из)дали кулаком.
д) Увидев единожды что-либо, запоминал навсегда.
-
Укажите слова, которые пишутся раздельно.
а) два часа (к)ряду б) сделать (с)налёту
в) завтракать (на)ходу
г) обратиться (к)ряду известных лиц д) понять (с)разу
Вариант 2.
-
Какие слова без приставки не употребляются?
а) (на)бекрень б) (на)лицо
в) (за)даром г) (с)просонок д) (к)ряду
-
Укажите слова, которые пишутся раздельно.
а) испугаться (до)смерти б) влететь (с)разбегу
в) (в)миг понять
г) (на)миг усомниться д) вернуться (тот)час
-
В каких рядах выделенные слова являются наречиями?
а) (В)начале дня я ничего не понимала, да и не ста- ралась понять.
б) Незнакомка ловко, головой (в)низ, прыгнула с бар- каса в кипящую воду, в волны.
в) Эти события неблагополучно подействовали (на)па- мять моего деда.
г) Учитель (в)кратце изложил тему урока. д) Гулять вокругдома не хотелось.
Урок 90. Контрольный диктант
Разбойник и Мишка
6 Нестеров взялся за военное обучение верблюдов, при- везённых в нашу роту. Одного окрестили Разбойником, а дру- гого — Мишкой.
Сначала животные учились ложиться по команде. Поклади- стый Мишка сразу понял задачу, а Разбойник никак не хотел слушаться. При налётах авиации он отчаянно пугался и рвался куда-то бежать. Нестеров дёргал его за повод, заставляя лечь. Разбойник упрямился точь-в-точь по-ослиному и хрипло кричал. Нестеров решил прикармливать непослушного воспитанника, кладя на землю кусочек хлеба с солью. Верблюд еле-еле опу- скался вниз. Но его здоровенная голова, торчавшая на длинной шее и видная издалека, становилась отличной мишенью.
Тогда Матвей Иванович стал приучать верблюдов вытяги- вать шею по земле. Мишка охотно это проделывал, а Разбой- ник укладывался, хватал лакомство и задирал голову кверху. Глаза злые, уши маленькие, нижняя губа отвисла ложечкой, а верхняя над ней нависла. По одним губам видно было, что капризный субъект. (По В. Великанову) (133 сл.)
Урок 91. Учебно-научная речь
Ц е л и: дать представление об отзыве как жанре учеб- но-научной речи; совершенствовать умение строить устное монологическое высказывание; учить писать отзыв.
Личностные УУД. Формирование нравственных осно- ваний личности. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Поиск и извлече- ние информации. КоммуникативныеУУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Орфографическая зарядка.
По моему мнению; приведённые аргументы; убеди- тельные доводы; по мнению автора; высказывать точку зрения; объективная оценка; положительные стороны; небольшие недочёты; оцениваемая работа; кое-что при- внести; улучшить сочинение.
-
Знакомство со своеобразием жанра отзыва.
-
Упр. 298. Ученики выписывают определение поня- тия отзыв. Упр. 299. Выписывают ключевые слова; гото-
-
вят устное монологическое высказывание о правилах убе- дительного отзыва.
-
Читают материал § 47. Отвечают на вопрос:
-
Что вы узнали о жанре отзыва в дополнение к ма- териалу упр. 298?
-
Анализ найденных в Интернете отзывов (упр. 304). Беседа по вопросам:
-
Чему посвящены ваши отзывы? (Отвечают несколь- ко учеников.) -
Приведите примеры высказываний, обнаруживаю- щих уважительное и тактичное отношение критика к ав- тору произведения. -
Назовите слова и сочетания слов с оценочным зна- чением. -
Есть ли в отзывах примеры резко отрицательных высказываний? -
Содержатся ли в отзывах пожелания автору?
По ходу ответов учитель записывает на доске слова и выражения, озвученные учащимися. По окончании бесе- ды ученики переписывают опорную лексику в тетради.
-
Домашнее задание. § 47. Упр. 303.
Урок 92. Учебный доклад
Ц е л и: дать представление об учебном докладе как жанре учебно-научной речи; анализировать образцы учеб- ных докладов; познакомить с приёмами обработки инфор- мации для доклада.
Личностные УУД. Личностное и профессиональное са- моопределение. Умение оценивать результаты чужого тру- да. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Анализ понятий. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при выполнении зада- ний. Освоение приёмов преобразования информации. Ком- муникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
-
Что такое отзыв? Чему он может быть посвящён? -
Каковы требования к отзыву? -
Приведите примеры слов с оценочным значением, которые позволяют автору отзыва выразить своё мнение. -
Трудно ли, на ваш взгляд, писать отзыв? Аргумен- тируйте свой ответ.
Два ученика зачитывают свои сочинения. Класс уча- ствует в оценке отзывов.
-
Знакомство со своеобразием жанра учебного докла- да. Упр. 306. Учащиеся читают текст, составляют слож- ный план, записывают его в тетради.
Примерный план
-
Структура доклада. а) Вступление.
б) Основная часть. в) Заключение.
-
Требования к содержанию. а) Неизвестные факты.
б) Проблемы.
-
Иллюстративный материал. -
Подготовка к выступлению. а) Домашняя репетиция.
б) Настрой на выступление перед аудиторией.
-
Освоение приёмов сжатия текста.
-
Слово учител я. В процессе учебной деятельности приходится много работать с информацией разного рода. Надо читать учебник и пересказывать что-то, сокращая, выделяя важное. При подготовке доклада или реферата недостаточно просто найти и переписать сведения. Инфор- мация требует обработки: компонуются абзацы, выделяет- ся главное, исходный текст сокращается. Сжатие инфор- мации осуществляется за счёт объединения, замены или удаления сведений. -
Работа с текстом. Дети читают текст, определяют тему и основную мысль. Далее разбирают по абзацам: опре- деляют микротемы, называют главное, вычёркивают второ- степенное (в распечатках). Учитель комментирует, в каких случаях производится объединение, замена и удаление.
6 Можно ли совершенно одинаково интересоваться [мно- гим] строением вулканов и неправильными глаголами, закона- ми взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Гроз- ного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. Ну, допустим, че- ловек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть.
жизни — в её непредсказуемо-
прелесть
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен предста- вить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро- ку, не так уж легко. Но
сти. Может быть, [в будущем] придётся строить города в пусты- не, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности [знаний]
в данный момент не возникает, он непременно должен воз- никнуть [как можно раньше] рано или поздно. И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарова- ний в напрасно затраченных усилиях или сожалений о растра- ченном времени. (По И. Милославскому)
-
Домашнее задание. § 48. Упр. 310 либо 311.
Категория состояния
Урок 93. Категория состояния как часть речи
Результаты обучения. Личностные. Увеличение объ- ёма словарного запаса и грамматических средств для вы- ражения мыслей. Метапредметные. Способность из- влекать информацию из различных источников. Овладе- ние приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Предметные. Опознавание, анализ и употребление слов категории состояния.
Ц е л и: дать представление о категории состояния как части речи; учить видеть слова категории состояния в тексте и отличать их от других частей речи.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Эффективное обсуждение учебной проблемы с учи- телем и сверстниками.
Ход урока
-
Освоение нового материала. 1. После наблюдения ученики записывают, подчёркивают члены предложения, обращают внимание на различные синтаксические роли слова спокойно. Сообщается, что сказуемое в последнем предложении выражено словами категории состояния.