Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание


Рекатечётспокойно.Дитяспокойно. Вокругспокойно.



2. Изучают материал § 49; отвечают на предложенные в учебнике вопросы.

  1. Активизация и закрепление изученного. Упр. 315. Комментированное письмо. Упр. 316. Подбираются и за- писываются слова категории состояния (2—3 в каждом ряду); с ними составляются предложения. Упр. 320. Само- стоятельное выполнение с последующей проверкой.

  2. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

  • Что обозначают слова категории состояния?

  • Какие самостоятельные части речи, кроме катего- рии состояния, являются неизменяемыми? (Наречие, дее- причастие.)

  • Какова структура предложений, в состав которых входит категория состояния? (Это предложения без под- лежащего; категория состояния выступает в роли сказуемо- го, часто вместе с глаголами быть, делаться, становиться.)

  1. Домашнее задание. § 49. Упр. 322. Подготовиться к сжатому изложению.

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния


Ц е л и: учить производить морфологический разбор слов категории состояния; учиться писать сжатое изло- жение.

Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. По- знавательные УУД. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Освоение приёмов преобразования информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Ход урока

    1. Написание сжатого изложения.


    2. Освоение нового материала. Читается и анализиру- ется план морфологического разбора слов категории со- стояния.

    3. Активизация и закрепление изученного. Записы- вают стихи А. Фета; называют слова категории состоя- ния; объясняют постановку знаков препинания; выполня- ют морфологический разбор названных слов.

На пр..горке то сыро то жарко Вздохи дня есть в дыхань.. ночном Но з..рница уж тепл..тся ярко Г..лубым и зелёным огнём.
    1. Тестовые задани я.


  1. Какие предложения включают в себя слова категории состо- яния?

а) Кругом пустынно и тихо. б) Всё было объяснено.

в) На улице становилось теплее.

г) Из-за лунного света поле просветлело.

  1. Какие предложения включают в себя слова категории состо- яния?

а) Холодно и скучно было только в кабинете — окна его выходили на север.

б) Зарево становилось бледнее, а по сугробам и зелё- ным ёлкам неслась золотистая пыль.

в) Очарование молодости было таинственно, волшебно. г) На широком дворе усадьбы было пусто, а в доме,

сильно обветшавшем за лето, очень тихо.

    1. Домашнее задание. Упр. 321. Списать, подчеркнуть сказуемые. Выполнить морфологический разбор двух слов категории состояния.

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему


Ц е л и: учить писать сочинение на лингвистическую тему; продолжить формирование представления о русском языке как системе; совершенствовать умение разграничи- вать категорию состояния, наречие и краткое прилага- тельное.

Личностные УУД. Воспитание умения принимать и доказывать собственную точку зрения. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Обоснование гипотезы. Осознанное построение речевого высказывания в письмен- ной форме. Расширение круга фоновых знаний. Коммуни- кативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход уроков


  1. Синтаксическая разминка. Учащиеся записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.

Язык никогда не устанавливается окончательно, но он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совер- шенствуясь. (В. Г. Белинский)

  1. Проверка домашнего задания. Один ученик запи- сывает на доске морфологический разбор слова категории состояния, называет сказуемые в предложениях.

  2. Работа с текстом. Учащиеся читают текст, находят предложение, в котором выражена основная мысль. Опре- деляют, к каким частям речи принадлежат слова в вы- сказывании, изобретённом Л. В. Щербой. Записывают имя учёного и название статьи, где категория состояния была выделена как часть речи. Учитель напоминает, что на- именования (названия фильмов, спектаклей, книг) пи- шутся с большой буквы и в кавычках.

Термин «категория состояния» впервые был введён рус- ским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щер- бой в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных тру- дах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии,
лексикологии.

Льву Владимировичу принадлежит известная фраза «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принад- лежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен.

Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отече- ственную науку и культуру. (По материалам Интернета)

  1. Сбор материала к сочинению. Учитель даёт зада- ние написать сочинение-рассуждение. Учащиеся вспоми- нают его структуру, называют типовую лексику сочине- ния-рассуждения. Далее формулируется и записывается тезис: Категория состояния (не) является самостоя- тельной частью речи. Обсуждение темы «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?». При обмене мнениями возможна попутная запись аргументов, высказанных учащимися. Если дети затрудняются ответить на вопрос, предлагается просмо- треть § 12, 28, 34 учебника и определить, по какому ал- горитму строится описание любой части речи — представ- ление определённой области явлений действительности с характерными морфологическими и синтаксическими признаками.




Признаки слова как части речи

Категория состоя- ния — самостоя- тельная часть речи

Категория состояния не является частью речи

Значение

Обозначает состоя- ние природы и че- ловека

Обозначает очень уз- кий круг явлений действительности

Морфологи- ческие при- знаки и мор- фемное строе- ние

Не имеет форм словоизменения (не изменяется)

Во многих случаях слова категории со- стояния выражаются безличной формой глагола или наречия- ми

Синтаксиче- ская роль

Чётко выражена (всегда сказуемое)




Вывод

Категория состоя- ния — это часть речи, обозначаю- щая состояние природы или чело- века

Слова категории со- стояния не являются самостоятельной ча- стью речи. Это особая группа слов (наречий и глаголов), выража- ющая состояние при- роды или человека

  1. Написание сочинения.


Служебные части речи