ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1280
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
-
Проверка домашнего задания. Упр. 82, 84 (по це- почке). В это время на доске трое учеников склоняют сло- восочетания открытая калитка, разрушенная колонна, погасшаягирлянда. -
Освоение нового материала. Ученики читают текст, получают задание назвать причастия, задать вопро- сы друг другу. Делается вывод о постановке знаков пре- пинания при причастном обороте. Ученики выписывают
предложения с причастными оборотами, графически вы- деляют их.
6 В пяти шагах от домика высился лес. Ели, укутанные в колючий мех, мускулистые сосны, берёзы в бело-розовом шёлке. Простодушный родник, ослеплённый солнцем, выби- вался из-под земли и тут же прятался в траву. Кирилл привёз с собой краски, холсты и картоны. У Анатолия — чемодан тол- стых и тонких научных книжек. Да ещё был набитый припаса- ми рюкзак. (По Р. Погодину)
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 86. Учащиеся находят предложения с причастными оборота- ми, записывают их. Учитель обращает внимание учеников на предложение 2, где два причастных оборота следуют один за другим. Определяемое слово второго причастного оборота входит в состав предшествующего причастного обо- рота. Упр. 88. Комментированное письмо. Упр. 90. Пись- менно; учащиеся по очереди работают на доске. Упр. 91. Находят ошибки, записывают исправленные варианты. -
Предупредительный диктант. Ученики читают текст, задают вопросы учителю для прояснения написа- ния слов и знаков препинания. Учитель озвучивает до- полнение к правилу. Если причастный оборот относится к личному местоимению, то он выделяется на письме за- пятыми независимо от местоположения.
6 На самой окраине села на песчаном пригорке стояла со- сна. Выросшая на приволье, она поражала своей гигантской мощью. И теперь ещё она, пр
ожившая многие десятки лет, не потеряла остатки былой силы. Толстенный ствол напоминал окаменевшие в сверхъестественном напряжении мускулы ги- ганта. Ветви торчали в стороны, как костлявые руки моляще- гося старца. (По Н. Ткаченко)
-
Тестовые задани я.
В каком варианте все конструкции являются причастными обо- ротами с определяемым словом?
а) человек, обладающий тактом; лежащий у дороги ва- лун; крестьянин, колющий дрова; заметённый колючим снегом
б) дремлющий у конуры пёс; охватившая людей дрё- ма; старик, задремавший на печи; в дремучем лесу оби- тающие животные
в) выбеленный садовником ствол яблони; дикий вино- град, вьющийся по стене; дикий вьющийся виноград; бе- речь высаженные растения
-
Домашнее задание. Урок 20. § 14. Упр. 89. Урок 21. Выписать из любых источников (газеты, журналы, худо- жественная литература) два предложения с одиночным причастием, два предложения с причастным оборотом,
стоящим перед определяемым словом, и два предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Подготовиться к самостоятельной работе на знание терминов по теме «Причастие».
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Ц е л и: познакомить с определением портрета в литера- турном произведении; выяснить роль причастий при опи- сании внешности; анализировать сочинение по картине В. Хабарова «Портрет Милы»; учить работать с опорной схемой 2 «Описание внешности человека».
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Поиск и выделение необходимой ин- формации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход уроков
-
Мотивационное начало урока. Учитель даёт задание:
-
Вспомните, в каких ситуациях приходится описы- вать внешность человека. (Описываем, когда хотим поде- литься впечатлениями от знакомства, когда есть необхо- димость рассказать кому-то о незнакомом ему человеке, когда составляется описание разыскиваемого человека.)
-
Работа с текстом. Выяснение роли причастий в тек- сте-описании. Ученики читают текст о впечатлениях со- временницы А. С. Пушкина от встречи с поэтом на вы- ставке картин. Наблюдают, на что обратил внимание ав- тор, описывая внешность Пушкина. По заданию учителя объясняют роль причастий в тексте. Говорится о том, что причастия и причастные обороты помогают описать внеш- ний вид (волосы взъерошенные, заросшее лицо, блестя- щие глаза) и сказать о совершённых действиях (смотрев- шая на него, обративший на меня внимание). Отмечает- ся, что причастные обороты помогают избежать повторов в письменной речи, используются вместо однообразных конструкций: волосы, которые были взъерошены; лицо, котороезаросло.
6 Я узнала Пушкина! Я воображала его чёрным брюнетом, а его волосы были не темнее моих, длинные, взъерошенные… Маленький ростом, с заросшим лицом, он был некрасив, если бы не глаза. Глаза, блестящие словно угли, находились в бес- прерывном движении. Я, смотревшая на него, разумеется, за- была о картинах. И он, кажется, это заметил: Пушкин,
обра-
тивший на меня внимание, улыбался… Видно, на лице моём изображались мои восторженные чувства. (По Е. Ган)
-
Работа с учебником. Упр. 95 (письменно, по цепоч- ке). Выполняя упр. 97, учащиеся обосновывают принад- лежность текстов к художественному и официально-де- ловому стилям. Отмечается наличие в художественном
тексте слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазёнки, худенький, штанишках), просторечных (выта- ращив, болтающемся), сравнений (точно защищаясь), оце- ночных определений, передающих отношение автора (так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея). Доказывают, что выделенные слова — причастия.
-
Работа с сочинением, созданным по опорной схеме 2 «Описание внешности человека».
Образец сочинения-описания внешности человека
6 На картине В. Хабарова «Портрет Милы» изображена де- вочка, увлечённо читающая книгу. Она сидит в большом уют- ном кресле, около которого лежат коньки, как будто Мила только что вернулась с катка.
Мила поджала ноги, чтобы удобнее было держать книгу. Героине портрета интересно то, о чём она читает. Она словно забыла о происходящем вокруг и погрузилась в мир фантазий и вымысла. По миниатюрной и гибкой фигуре можно предпо- ложить, что школьница занимается танцами или спортом.
У Милы спокойное и вдумчивое лицо, взгляд выражает за- интересованность. Я обратил внимание, что рот девочки приот- крыт. Мне кажется, она настолько увлечена книгой, что шепчет читаемые слова. Свет падает на высокий лоб, подчёркивает вы- разительные брови, аккуратный нос и правильный овал лица.
Девочка одета просто и удобно. На ней брюки, белая фут- болка с жёлтыми и синими полосками на рукавах и бело-синие туфли. Прямые золотистые волосы не собраны в причёску, а свободно рассыпаны по плечам. Находясь дома, девочка вы- глядит очень опрятно. Чувствуется, что художнику симпатична его героиня.
Мне кажется, что Мила хорошая помощница по дому и ин- тересная подруга. Глядя на картину, хочется скорее прийти домой, навести порядок и заняться любимым делом.
Учащиеся рассматривают картину В. Хабарова, читают опорную схему 2 и сочинение, беседуют:
-
Какова тема и основная мысль текста? -
Как строится введение? С какой фразы начинается, предлагается ли она в схеме? -
О чём говорится во втором абзаце? Какие определе- ния для описания фигуры использованы? Найдите в опор- ной схеме другие определения, которыми можно было бы описать фигуру Милы. -
Как описано лицо героини? На что обратили бы вы внимание, описывая лицо девочки? Сформулируйте и за- пишите высказывание о чертах и выражении лица по об- разцам, данным в схеме. -
Как описана одежда и причёска? (Можно обратить внимание на цветовое решение картины в целом. Палитра
контрастная; насыщенные, тёмные цвета сочетаются со светлыми; девочка как бы вписана в тёмно-синий круг и от этого её лицо и верхняя часть фигуры кажутся более выразительными.)
-
Что сказано в выводе? Какие из предложенных в схеме конструкций использованы? Создайте собственное высказывание, используя начало: Изображение позволяет передать…
-
Домашнее задание. Упр. 96. Либо предлагается под- готовить сочинение, описывающее внешность человека по фотографии.