ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1276
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Ц е л и: учиться связно и грамотно излагать содержание текста; описывать внешность человека; употреблять при- частия и причастные обороты в тексте.
Задание 1. Изложите содержание близко к тексту. Дополните текст описанием внешности старшей сестры (3—4 предложения). Подумайте, какой у неё был взгляд, какая причёска, какие фигура и движения. Рекомендует- ся использовать материал опорной схемы 2.
Задание 2. В слабом классе можно предложить выбо- рочное изложение. Учащиеся придумывают название и создают текст от третьего лица, где сосредоточивают вни- мание на том, как выглядела младшая сестра, на которую обратила внимание учительница.
Чтобы ученики отчётливее представили себе внешность и поведение старшей сестры, можно познакомить их с историей семьи, изображённой в рассказе Д. Рубиной
«Уроки музыки».
6 Вечером я стояла в прихожей, освещённой пронзитель- но-красным светом, и хмурая девочка лет двенадцати искала для меня тапочки. Наконец она вытащила из-за двери старые клетчатые тапки и бросила их передо мной:
— Не стойте босиком.
И тут я заметила девочку помладше, выглядывавшую из комнаты. Она смотрела на меня с тихой улыбкой. Взгляд её блестящих прозрачных глаз был очень ласковым.
Отвыкшими пальцами я взяла минорный аккорд и нажала ногою педаль. Печальное созвучие задрожало в воздухе. Я за- играла «Фантазию-экспромт» Шопена. Эту нежную мелодию я любила и помнила всегда.
Так начались мои занятия с Кариной. Сёстры, внешне очень схожие, отличались друг от друга выражением лица. У стар- шей оно было самостоятельным и решительным. По влюблён- но-доверчивому лицу младшей блуждала улыбка. Пока я за- нималась со старшей, угрюмо смотревшей в ноты и высту- кивавшей мелодию, младшая стояла рядом, прижавшись к полированному боку инструмента, и серьёзно смотрела на клавиши. А когда замечала мой беглый взгляд на себе, то сму- щалась. Она преклонялась перед этими звуками, перед чёрно- белой клавиатурой, перед самим фактом занятий. Она улыба- лась мне светлой, доверчивой и счастливой улыбкой. (170 сл.)
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Ц е л и: систематизировать знания о причастии как ча- сти речи; формировать умение выполнять морфологиче- ский разбор причастия; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Поиск и выделение необходимой ин- формации. Построение устного высказывания. Коммуни- кативные УУД. Умение работать в парах. Умение с до- статочной полнотой и ясностью выражать свои мысли.
Ход урока
-
Обобщение знаний по теме «Причастие». Ученики составляют план рассказа о причастии как части речи по материалам учебника. Один учащийся выступает с расска- зом. -
Диктант с взаимопроверкой. Записывают текст под диктовку, графически выделяют причастные обороты. Сверяют со спроецированным образцом. Работают в па- рах, напоминая друг другу правила, которые надо было применить. Учитель контролирует выполнение задания, спрашивая о том, какие ошибки были допущены и какой материал объяснён.
6 Только что пребывали* мы в цивилизованном мире мо- щёных и асфальтированных улиц и площадей, в мире высот- ных зданий, автобусов и троллейбусов, переполненных спеша- щими людьми. Но стоило перебраться через большой непод- вижный водоём, как мы очутились в царстве природы.
Каменные ступени, стёртые тысячами человеческих шагов, вели на самое дно ущелья. (По Н. Ткаченко)
-
Пребывать — быть, находиться где-либо.
Прибывать — где-то появиться в определённое время.
-
Морфологический разбор причастий из текста по образцу в учебнике. -
Домашнее задание. § 25. Упр. 152 (разобрать пись- менно три причастия).
Урок 40. Контрольный диктант
6 Наташа увидела крылья мельницы, поднимающиеся из- за дальних хлебов. Пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью. Девочка несла брата по дороге, пролегаю- щей
во ржи. Он обнял сестру и дремал на плече Наташи.
Вдруг Наташа вскрикнула и остановилась. Из глубины хле- бов вышел к детям старичок, одетый в старинные портки, за- платанные латками из военного сукна. Он нёс за спиной пле- тёную кошёлку.
Старик грустно взглянул на Наташу бледными глазами, приглядевшимися ко всему на свете, и прошёл дальше.
Старик обернулся посмотреть на миновавших его детей. Ему запомнилось лицо Наташи. Её серые, чуткие глаза и свет- лые волосы, иссушенные ветром. «Хорошая будет крестьян- ка!» — решил старик. И он отправился своей дорогой. Ему казалось, что настоящая охота жить только и приходит в ста- рости, а в молодых годах этого понятия нет, тогда человек живёт без памяти… (По А. Платонову) (128 сл.)
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
не с причастиями
Ц е л и: вспомнить правописание не с прилагательными и глаголами; познакомить с правилом написания не с причастиями; формировать умение грамотно писать не с причастиями.
Личностные УУД. Принятие ответственности за оце- нивание чужого труда. Познавательные УУД. Извлече- ние и структурирование информации. Осознанное постро- ение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог.
Ход уроков
-
Объяснительный диктант. Учащиеся выходят к до- ске по очереди и записывают по 2—3 словосочетания.
6 Нелепый поступок; надеть некрасивый плащ; необычная сила; мои недоразумения; весьма нерешительный шаг; движе- ния неторопливы; не весёлый, а вдумчивый человек; дело не
спорится; не замалчивать недостатки; не мог не прийти; некто из провинции; никто не явился; несколько великоват; необхо- димость переменить разговор; нельзя не заметить; не рад по- дарку; не склонен сомневаться.
Учитель отдельно подчёркивает, что прилагательные не рад, не склонен (подобно прилагательным не должен, не обязан, не готов
, не расположен) пишутся с не раз- дельно.
-
Освоение нового материала. Опираясь на материал
§ 26, ученики составляют таблицу «Написание не с при- частиями».
-
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с учебником. Упр. 153. Выполняется устно. Учитель напоминает, что краткую форму страдательного причастия (не вывезены — что сделан ы?) нужно отли- чать от глаголов прошедшего времени (не вывезли — что сделал и?, суффикс -л- в слове и в вопросе). Упр. 154. Комментированное письмо. Упр. 156 (1-й вариант — за- пись предложений 1—3; 2-й вариант — предложений 4—6). Упр. 158. Устный разбор; запись в тетрадях. -
Дополнение к основному правилу. Учитель сообща- ет, что не с причастиями пишется раздельно при наличии сочетаний отнюдь не, вовсе не, далеко не. Например: Че- ловек, вовсе не умеющий плавать, не должен отходить от берега далеко. Я пришёл в школу совсем не подготов- ленный.Ученики записывают предложения в тетради.
Записывают свои предложения с двумя любыми слово- сочетаниями.
-
Диктант с взаимопроверкой. Без образца. Прове- ряющий ученик подписывается. Учитель выставляет две оценки: за написание диктанта и за проверку.
6 Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он далью непроторён- ных дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сара- фане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут рус- ской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)
-
Тестовые задани я.
-
В каких вариантах непишется раздельно?
а) (не)поражение, а успех б) очень (не)красивый
в)
вовсе (не)горячий г) (не)законченная книга
-
В каких вариантах непишется слитно?
а) очень (не)дальновидный б) (не)прибранная комната
в) совсем (не)ласковый
г) (не)оказанная вовремя помощь
-
В каких вариантах непишется раздельно?
а) повесть (не)написана
б) (не)терпеливый, а вспыльчивый в) (не)активный, зато отзывчивый г) нигде (не)выступающий
-
В каких вариантах непишется слитно?
а) (не)прекращающийся дождь
б) (не)решённый директором вопрос в) (не)превзойдённый оратор
г) никем (не)превзойдённый
-
Домашнее задание: Урок 41. § 26. Упр. 155. Урок 42. Упр. 157. Повторить правила написания не с раз- ными частями речи, подготовить 4—6 вопросов на эту тему.