Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1703

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения





Стратегия развития города Пскова

до 2030 года



Санкт-Петербург 2020

Оглавление

  1. Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков 4

    1. Комплексный анализ социально-демографического, пространственного и экономико- географического потенциала города Пскова 4

    2. Анализ социально-экономического развития города Пскова 6

      1. Человеческий капитал 6

      2. Пространство 53

      3. Экономика и управление 88

    3. Анализ внешней среды 172

      1. Основные тенденции развития современного мира 172

      2. Основные тенденции развития Российской Федерации 175

      3. Основные тенденции развития Псковской области 181

    4. Анализ проблем и возможностей развития города Пскова 183

SWOT-анализ: человеческий капитал 185

SWOT-анализ: пространство 187

SWOT-анализ: экономика и управление 188

Описание возможностей для роста и развития города. 190

Основные вызовы и риски 192

  1. Альтернативные сценарии развития муниципального образования «Город Псков»

и выбор базового сценария 196

    1. Характеристика сценариев развития 196

    2. Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков» 198

    3. Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития 199

    4. Траектории развития города Псков 202

  1. Стратегическое видение социально-экономического развития муниципального образования «Город Псков» 204

  2. Стратегические направления и приоритеты развития города Пскова до 2030 года 207

Приоритет I. Обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала города Пскова 207

Приоритет II. Формирование конкурентоспособной экономики города Пскова и активизация инвестиционной деятельности 215

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова 226

  1. Механизмы реализации стратегии города Пскова 234

    1. Организационно-управленческие механизмы. 234

      1. Инструменты организационно-управленческих механизмов реализации Стратегии 234

      2. Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация. 236

      3. Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии 238

      4. Кадровое обеспечение реализации Стратегии 239

      5. Дополнительные инструменты. 239

    2. Финансовые механизмы реализации Стратегии 239

    3. Инвестиционная политика 241

    4. Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества 242

    5. Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года 244

    6. Программно-целевой подход и проектное управление 244

  2. Управление реализацией Стратегии 250

    1. Сроки и этапы реализации Стратегии 250

    2. Организационная структура управления реализацией Стратегии 251

    3. Внедрение проектного управления. 253

  1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий 255

Приложения 258




    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков




      1. Комплексный анализ социально-демографического, пространственного и экономико-географического потенциала города Пскова.


Псков административный центр Псковской области. Псков является городом областного подчинения и образует самостоятельное муниципальное образование «Город Псков» в статусе городского округа. Население Пскова на начало 2020 года – 210 тыс. человек.



Рисунок1ГраницыПсковскойобласти

Псковская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Территория области составляет 55,4 тысячи кв. км. Протяженность с севера на юг – 380 км, с запада на восток – 260 км. На территории области располагаются свыше 3700 озер, самым крупным из которых является Псковско-Чудское озеро площадью 3521 кв. км.

Псковская область граничит с Эстонией, Латвией и Республикой Беларусь. Общая длина государственной границы составляет 789 км, в том числе с Эстонией – 270 км, Латвией – 214 км, Республикой Беларусь – 305 км. Из областей России Псковская область граничит с Тверской, Новгородской, Ленинградской и Смоленской областями.

Расстояние от Пскова до Москвы 689 км, до Санкт-Петербурга 286 км, до Таллинна – 280 км, до Риги – 260 км.


Рисунок.2ЧисленностьнаселенияПскова,тыс.чел.

Население Пскова растет. За последние пять лет рост в среднем по 0,3% в год (CARG1 2015-2019 – +0,3%).


Среднегодовая численность населения Пскова в 2019 году составила 210228 человек (на 01.01.2019 – 210 116 человек), т.е. тенденция на снижение числа жителей, которая наметилась в 2018 году, была преодолена.

С 2016 года смертность превышает рождаемость. Рост числа жителей происходит за счет мигрантов. При этом качество человеческого капитала ухудшается за счет преобладающего количества в притоке мигрантов людей с низким уровнем образования.

Экономика города является многоотраслевой, что в положительную сторону отличает Псков от монопрофильных городов, жизнедеятельность которых зависит от работы одного или нескольких градообразующих предприятий. В Пскове работают не менее 15 предприятий с выручкой более 1 млрд. руб. в год. Крупнейшими («якорными») отраслями являются машиностроение, электротехническая и пищевая промышленности.

Ведущие предприятия Пскова – Псковский кабельный завод, ПЭМЗ, ЗЕНЧА-Псков, Автоэлектроарматура – демонстрируют хорошие показатели динамики выручки. Выручка пяти крупнейших машиностроительных предприятий Пскова составила по итогам 2019 года 7,5 млрд. руб. (без НДС), что на 12% больше, чем по итогам 2018 года. Ведущие предприятия пищевой отрасли Пскова Псковский Гормолзавод, Псковский хлебокомбинат, Псковмясопром, Псковмолкомбинат, Кондитерская фабрика «Надежда». Важными показателями уровня жизни населения являются размер и динамика среднемесячной заработной платы. За последние пять лет среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций города Пскова росла в среднем на 7,3% в год (CARG 2015-2019 – +7,3%).


Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам крупных и средних организаций города Пскова в январе – декабре 2019 года, составила 36 114,8 рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 6,2 %.
Рисунок3Среднемесячнаяначисленнаязаработнаяплатаработниковкрупныхисреднихорганизаций города Пскова





1 CAGR (англ. Compound annual growth rate) совокупный среднегодовой темп роста. Выражается в процентах и показывает, на сколько процентов за год прирастает изучаемый параметр.

К началу 2020 года проблемы безработицы в Пскове нет, т.к. в городе зарегистрировано всего 367 безработных.

По уровню благосостояния города Псковской области незначительно уступают городам других регионов Северо-западного федерального округа. За последние пять лет доходы городских жителей Псковской области росли в среднем на 3,6% в год, что несколько ниже среднероссийских показателей.
Таблица 1 – Доход в среднем на члена домашнего хозяйства, проживающего в городскойместности,вмесяц, тыс. рублей




2014

2015

2016

2017

2018

CAGR 2014-

2018, %

Российская Федерация

25,3

25,5

26,7

27,2

29,6

+3,9

Санкт-Петербург

33,1

32,5

36,2

37,6

44,7

+7,8

Республика Карелия

22,2

24,2

23,1

24,5

27,6

+5,7

Вологодская область

27,6

27,6

22,9

23,6

26,8

-0,7

Новгородская область

27,4

27,3

25,6

26,0

24,8

-2,5

Тверская область

20,3

22,1

22,5

22,8

24,2

+4,5

Псковская область

20,4

19,0

20,3

20,4

23,5

+3,6

Смоленская область

15,1

15,9

17,5

17,3

18,3

+5,1