Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1718

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ




Задача 1.3.1. Совершенствование системы укрепления здоровья населения


Первичное звено медицинской помощи играет ключевую роль в профилактике и своевременном обнаружении заболеваний. Комплекс существующих мер по профилактике социально значимых заболеваний59 будет расширен за счет организации сотрудничества с другими учреждениями социального комплекса, увеличения мощности и совершенствования материально-технической базы соответствующих служб амбулаторно- поликлинических учреждений и дополнительного обучения медицинских работников. Модернизация и переоснащение лечебно-профилактических учреждений в соответствии с повышающимися требованиями к качеству и доступности медицинских услуг, а также широкое применение стационарозамещющих технологий останется ключевым направлением развития системы здравоохранения города. На основе ключевых положений Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» будет сформирована информационная среда и набор стимулов, обеспечивающих постепенное сокращение уровня потребления алкогольной и табачной продукции. Комплексный подход к совершенствованию медицинской помощи окажет положительное влияние на состояние здоровья населения г. Пскова и позволит сократить смертность среди трудоспособного населения.

Повышение нагрузки на систему здравоохранения города за счет туристов и гостей города, предполагает необходимость активного сотрудничества с ТФОМС Псковской области60 по увеличению количества частных медицинских организаций
, включенных в реестр ФОМС и предоставлении им государственного задания на основании оперативных данных о фактической потребности в медицинском обслуживании с учетом существующего и перспективного туристического потока, информации о маятниковых мигрантах и пр.

Задача 1.3.2. Повышение доступности и востребованности услуг детских образовательных учреждений


Доступность детских образовательных учреждений является обязательным условием благоприятного социального климата в г. Пскове и опосредованно, через родителей, влияет на рынок труда, а, следовательно, экономику города. Реализуемая и планируемая в




59 Туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатит В, гепатит С, болезнь, вызванная вирусом, иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").

60 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Псковской области

краткосрочной перспективе деятельность по строительству61 новых детских дошкольных учреждений позволит устранить дефицит мест в детских садах. Актуальность сохраняет проблема обучения детей в школах во вторую смену, решение которой будет найдено в перспективном строительстве новых общеобразовательных учреждений и пристроек к действующим школам. Строительство новых объектов будет осуществляться с учетом существующих

пространственных диспропорций в доступности образовательных учреждений.

В рамках системы дополнительного образования будет произведена модернизация материально-технической базы учреждений, что позволит предложить новые направления и форматы творческой самореализации детей и молодежи города.

Дефицит педагогических кадров является актуальной проблемой, и ее значимость будет возрастать по мере расширения сети образовательных учреждений. Для привлечения специалистов из числа жителей Псковской области и приграничных регионов будет внедрена поддержка в обеспечении жильем и иные меры стимулирования занятости в секторе образования.

Задача 1.3.3. Поддержка социально-ориентированного некоммерческого сектора


Содействие развитию некоммерческих организаций и добровольчества является неотъемлемой частью формирования благоприятного социального климата. В условиях пандемии коронавирусной инфекции и с учетом ее последствий, акцент в оказании социального обслуживания сместился к нестационарным формам. В частности, востребованными останутся услуги срочного социального обслуживания и социально- консультативной помощи на дому или дистанционно. Этот формат также создает условия для привлечения к работе с населением социально-ориентированных некоммерческих организаций и добровольческих объединений. Общественные организации Пскова вносят большой вклад в социально-экономическое развитие города, привлекают дополнительные средства на решение острых социальные проблем за счет участия в федеральных и региональных грантовых конкурсах. В то же время, гражданские права получили самую
низкую оценку из всех представленных в рамках опроса населения62 проблем города, что свидетельствует о необходимости реализации активных действий по обеспечению участия населения в управлении городом. Эффективное развитие гражданского общества предполагает не только использование различных инструментов поддержки, но и обеспечение конкуренции и контроля качества оказываемых услуг. Создание платформ взаимодействия с населением обеспечит новое качество управления и повысит эффективность принимаемых решений. «Налаженный диалог и тесная коммуникация с жителями являются неотъемлемой составляющей устойчивого городского развития» 63. Поддержка социально уязвимых групп в создании общественных объединений и реализации инициатив по повышению инклюзивности городского пространства, а также обеспечение доступности социальной, транспортной инфраструктуры и объектов культуры для маломобильных групп населения остается актуальной задачей, решение которой является условием для создания благоприятной городской среды.

Задача 1.3.4. Совершенствование культурно-досуговой деятельности


Культурно-досуговая деятельность является важнейшим элементом формирования идентичности горожанина. Творческая самореализация, совместная деятельность, семейный досуг, участие в общественно значимых социальных и культурных мероприятиях города создает фундамент для благоприятного социального климата,





61 В том числе в рамках реализации программ строительства ДОУ на базе федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года.

62 Проведен в 2020 г. в рамках разработки
Плана устойчивого развития города Пскова до 2030

63 План устойчивого развития города Пскова до 2030 года

социальной активности граждан и как следствие, является одним из факторов сбережения населения, предотвращения миграционного оттока в другие регионы. Отрасль культуры содержательно связана и дополняет все отрасли социального комплекса, а также сферу туризма, являющуюся одним из драйверов развития экономики города. Долгосрочное и поступательное развитие отрасли предполагает укрепление материально-технической базы учреждений (в том числе проведение капитального ремонта зданий), актуализацию направлений работы клубных формирований, любительских объединений и кружков художественной самодеятельности, а также развитие кадрового потенциала, совершенствование мер поддержки и профессионального развития специалистов учреждений культуры.

Создание модельных библиотек64 является примером нового этапа развития библиотечной сети города. Библиотеки новой формации объединяют в себе функции общественного пространства, культурного центра, информационно-просветительского объекта, выступая площадками для реализации культурных инициатив и общественных коммуникаций. Дальнейшая модернизация и придание нового качества библиотекам и учреждениям культуры является важнейшим условием активизации социального взаимодействия и укрепления роли местных сообществ.

Задача 1.3.5. Повышение вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом


Популяризация здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом в г. Пскове приносит положительные результаты, выражающиеся в стабильном увеличении числа граждан,