Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1743

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения






2 2019 год данные Администрации МО Город Псков

3 Суммарный коэффициент рождаемости - показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (возраст 15-49 лет) при сохранении повозрастной




2015

2016

2017

2018

20192

Общий коэффициент смертности Смертей на 1000 жителей

13,7

13,2

13,3

13,1

12,9


Отрицательная динамика суммарного коэффициента рождаемости городского населения Псковской области соответствует тенденции по Российской Федерации в целом.

Общий коэффициент рождаемости в Пскове в 2019 году 10,1– соответствует среднему по Российской Федерации (городское население). Коэффициент смертности – 12,9 несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации (городское население).

В целом по Российской Федерации снижение суммарного коэффициента связано со снижением показателя первых рождений, что, скорее всего, отражает процесс откладывания рождения первенцев. На первых рождениях сказываются как экономические проблемы (длительное отсутствие роста реальных доходов населения), так и смена поколений в возрастах максимальной репродуктивной активности, где большее влияние начинает играть первое из «цифровых» поколений,
в чью жизнь сетевые технологии вошли достаточно рано, чтобы повлиять на образ жизни и базовые ценности4

Сучетоместественнойубылинаселенияростчисленностинаселенияг.

Псковобеспечиваетсязасчетмиграционныхпотоков.

Согласно данным Росстата (БД ПМО МО «Город Псков»), общая динамика числа прибывших в Псков не имеет выраженного тренда, т.к. если в 2016-2017 гг. число прибывших мигрантов росло (+11% и +14%, соответственно), то в 2018 году произошло снижение на 3% относительно объемов 2017 года, а в 2019 году – рост к 2018 году на 0,7%. Общее число прибывших в течение 2019 года составляет 5,26% от общего числа жителей. В 2019 году в структуре прибывших в Псков мигрантов 74% составили мигранты из различных регионов Российской Федерации, в т. ч. из Псковской области – 34,4% и из других регионов Российской Федерации – 39,6%. На долю мигрантов из стран СНГ пришлось 23,4%. Структура по регионам прибытия относительно стабильна для всего периода 2015-2019 гг. (см. Таблицу 4)
Таблица4ЧислоирегионыприбывшихвПсков




2015

2016

2017

2018

2019

Число прибывших в Псков, чел

8936

9900

11265

10975

11056

изПсковскойобласти,%

38,9

33,7

32,5

35,7

34,4

изрегионовРоссийскойФедерации,

%


41,1


44,6


42,8


42,6


39,6

изстранСНГ,%

16,7

18,1

20,0

17,0

23,4

издр.стран,%

3,2

3,6

4,7

4,7

2,6



Общая динамика миграционного убытия из Пскова имеет положительный тренд. В период 2015-2018 гг. число убывших мигрантов ежегодно увеличивалось: в 2018 году





рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель. Его величина, в отличие от общего коэффициента рождаемости, не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году.

4 См. «Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения, сентябрь 2019.» Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

убыло из Пскова на 32% больше, чем в 2015 году. Но в 2019 году поток убытия из Пскова снизился на 5,9% относительно показателей 2019 года. Основой скачок убытий произошел в 2017 году, для которого отмечен рост в 23% относительно 2016 года. Общее число убывших в течение 2019 года составляет 4,9% от общего числа жителей. В 2019 году в структуре убывших из Пскова мигрантов 74,2% убыли в различные регионы Российской Федерации, в т. ч. в Псковскую область – 32,3%. Отмеченный в 2018 году существенный (на 6,6 процентных пункта) рост убытий в страны СНГ, в 2019 году не получил развития, доля выбытия в этом направлении снизилась на 1,7 процентных пункта. (см. Таблицу 5)
Таблица5ЧислоирегионывыбытияизПскова




2015

2016

2017

2018

2019

Число выбывших, чел

8253

8267

10168

10872

10232

вПсковскуюобласть,%

44,0

38,0

33,3

29,0

32,3

вдр.регионыРоссийскойФедерации,%

43,4

48,7

47,6

43,3

41,9

встраныСНГ,%

10,6

9,5

15,5

22,1

20,4

вдр.зарубежныестраны,%

2,0

3,8

3,6

5,7

5,4


В период 2015-2019 гг. миграционный поток Пскова имеет положительное сальдо, т. е. число прибывших превышает число убывших. Положительное сальдо миграционного потока существенно сократилось в 2018 году. Сокращение произошло за счет мужчин, по которым показатель 2018 года стал отрицательным. (см. Рисунок 11)




Рисунок11СальдомиграционногопотокаПскова,чел.
Сальдо миграционного потока Пскова по направлениям (Таблица. 6) показывает трендовый рост сальдированных прибытий из Псковской области. Причины сформировавшейся тенденции: Псков, как место для жизни и работы, становится менее привлекательным (менее конкурентно) по сравнению с другими регионами Российской Федерации, но социально-экономическое положение, уровень жизни в Пскове выше, чем в Псковской области.
Таблица6Сальдомиграционногопотокапонаправлениям,чел.




2015

2016

2017

2018

2019

Псковская область

-156

+199

+270

+770

+501

др. регионы Российской Федерации


+97


+389


-11


-30


+89

страны СНГ

+621

+1007

+678

-537

+502




2015

2016

2017

2018

2019

др. зарубежные страны

+121

+38

+160

-100

-268


Сальдо миграционного потока Пскова по возрасту отражает снижение притока мигрантов трудоспособного возраста, который был характерен для 2016-2017 гг. В 2018 году миграционное сальдо в группе мигрантов трудоспособного возраста стало отрицательным, а в 2019 году на 100 человек миграционного прироста в трудоспособном возрасте пришлось 215 человек старших и младших возрастов. (см. Таблицу 7)
Таблица.7Сальдоповозрастнымгруппам,чел.




2015

2016

2017

2018

2019

Младше трудоспособного

+398

+293

+299

+228

+416

Трудоспособного возраста

+128

+1212

+689

-291

+262

Старше трудоспособного

+157

+128

+109

+166

+146


Основные половозрастные группы, затронутые миграционным процессом мужчины и женщины в возрасте 20-39 лет. В период 2015-2019 гг. для жителей Пскова 20-

39 лет отмечается рост доли выбывающих из Пскова от общей численности этой возрастной группы в населении Пскова. Если в 2015-2017 годах выезжали 6,2% представителей этой возрастной группы, то в 2017-2019 гг. уже 8,0-9,0%%. Среди мужчин этого возраста рост с 6,4% в 2015 году до 9,3% в 2019 году. Таблица 8 представляет масштабы миграционного процесса в различных половозрастных группах.
Таблица.8 – Доля выбывших из Пскова представителей половозрастной группыотносительнообщей численности