Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1716

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения








Вызовы |Существующиепроблемы

Риски | Возможныенегативныеизменения

и управление

объемов инвестиций, в т. ч. инвестиций в основной капитал.

  • Недостаточный поток туристов.

  • Снижение научного и инновационного потенциала.

  • Недостаточные объемы жилищного строительства.

  • Недостаточная поддержка МСП.

пандемии коронавирусной инфекции, передела нефтяного рынка, торговой войны США и Китая, торговых противоречий США и Евросоюза.

  • Ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации.

  • Обострение геополитической ситуации. Обострение отношений между Россией и ЕС. Снижение объемов экспортно-импортных операций между Россией и странами ЕС.

  • Снижение объемов финансирования из бюджетов верхнего уровня.

  • Сохранение значительной части «коронавирусных» ограничений.




«Дерево» рисков


(риски - возможные негативные изменения)

- направление причинно-следственной связи


  1. Мировой экономический кризис Ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации  Сокращение объемов производства и оказания услуг организациями Пскова

    1. Снижение возможностей финансирования из бюджетов верхнего уровня и уменьшение доходов муниципального бюджета.  Снижение

объемов финансирования муниципальных программ. Снижение уровня комфортности проживания Ускорение миграционных процессов.

Б) Снижение уровня доходов жителей Рост социальной напряженности.




  1. Отсутствие позитивных процессов в международных отношениях со странами Балтии, Польшей. Обострение отношений с ЕС дополнение к экономическому спаду).

А) Снижение объемов экспортно-импортных операций между Россией и странами ЕС. Отсутствие инвестиций в развитие транспортно-логистического, внешнеторгового потенциала 

Б) Снижение туристического потока Стагнация развития туристического комплекса и индустрии гостеприимства.





Падение доходов предприятий  Снижение уровня доходов жителей  Рост социальной напряженности.


  1. Сохранение значительной части «эпидемических (COVID-19)» ограничений в сфере услуг, по размещению жителей регионов страны и туристов различных стран.  Снижение туристического потока  Падение доходов предприятий туристического комплекса и индустрии гостеприимства.

А) Ухудшение состояния объектов историко- культурного наследия.

Б) Снижение уровня доходов жителей Рост социальной напряженности



«Дерево» вызовов


(вызов - существующая проблема)

- направление причинно-следственной связи

№1 Снижение объемов местного бюджета и рост зависимости от поступлений из областного и федерального бюджетов  Нет возможностей решать задачи, связанные с созданием комфортной среды для жителей Снижение уровня комфортности проживания  Ускорение миграционных процессов.

  • Неналоговые доходы местного бюджета снижаются уже пять лет, а на рост налоговых доходов, с учетом общего состояния экономики, рассчитывать сложно.

  • Поступления и федерального и областного бюджета, которые составляют большую часть доходов местного бюджет, расти не будут по причинам:

    • проблем экономики Российской Федерации (а, следовательно, снижение доходов федерального бюджета);

    • сложного финансового положения Области.

      • ГосударственныйдолгПсковскойобластипочтиравенвсемсобственным доходам регионального бюджета. При этом, в связи сневыполнением условий Минфина, область фактически отрезана отбюджетных кредитов, которые значительно выгоднее коммерческих.Практическинетсредствнаразвитиеимодернизацию-весьбюджет уходит на выполнение социальных обязательств иуплатупроцентовпо долгу.

№2 Ухудшение состояния системы высшего образования. Отток наиболее перспективных, квалифицированных кадров53.  Нет квалифицированных кадров – нет кадровой базы для развития наукоемких, современных производств  Нет перспективных
инвесторов. Отсутствие инвестиций в развитие инновационных (высокотехнологичных) производств и проектов  Нет роста доходов  Нет возможностей решать задачи по формированию комфортной среды для жителей Снижение уровня комфортности проживания  Ускорение миграционных процессов.

Ответнавызовы.

  • Совершенствование, повышение эффективности работы Администрации.

  • Развитие системы льгот и преференция для инвесторов. Целенаправленное привлечение инвестиций, формирование режима «одного окна» и «персонального менеджера» для инвесторов.

  • Разработка и реализация программы развития ПсковГУ.

  • Формирование образовательного и производственного кластера в сфере программирования и IT-технологий.

Комментарии

Развивать высшее образование нужно в городе, в котором комфортно и приятно жить, где есть перспективная работа. Создание комфортной среды для жителей – процесс не быстрый и требующий существенных бюджетных затрат (см. вызов №1). Перспективная работа появляется там, где есть развивающийся бизнес, формирующий спрос на специалистов. Бизнес развивается там, где выгодно и удобно инвестору. Именно создание комфортных условий ведения бизнеса является экономической базой для развития города. Для формирования условий не надо много денег, но надо активно повышать качество работы с инвесторами.




53Из десяти жителей Пскова, которые уедут учиться в вузы Москвы или Петербурге, скорее всего, восемь
не вернуться работать в город.
  1. Альтернативные сценарии развития муниципального образования «Город Псков» и выбор базового сценария



    1. 1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   76