Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1705

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

группы внаселении Пскова




2015

2016

2017

2018

2019

0-19

5,4

5,2

5,7

5,6

5,3

Женщины

5,6

5,4

5,9

5,6

5,4

Мужчины

5,3

5,0

5,5

5,5

5,3

20-39

6,2

6,2

8,0

9,0

8,4

Женщины

6,1

5,9

6,8

7,9

7,1

Мужчины

6,4

6,5

9,1

10,0

9,3

40-59

2,1

2,2

2,9

3,1

3,0

Женщины

1,7

1,9

2,4

2,5

2,5

Мужчины

2,6

2,7

3,5

3,7

3,4

60 и старше

1,3

1,4

1,6

1,6

1,7

Женщины

1,2

1,4

1,4

1,4

1,5

Мужчины

1,4

1,6

1,8

2,0

2,0

Отдельно следует сказать о влиянии на демографию и другие характеристики города (такие как , например, образование, городские финансы) 76-й гвардейской десантно-штурмовой Краснознамённой, ордена Суворова дивизии
, военные части которой располагаются в Пскове (далее Псковская дивизия ВДВ). В соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения, в том числе, о дислокации,

действительных наименованиях и численности войск, относятся к государственной тайне, и, по этой причине, конкретные сведения о служащих, членах их семей, финансах, связанных с этим военным соединением, привести не представляется возможным.

Выводы

Псков переломил долгосрочный негативный тренд снижения численности постоянного населения. С 2015 г. отмечается ежегодный прирост численности жителей. Коэффициент рождаемости в Пскове – 10,1 на 1000 жителей в 2019 году – соответствует среднероссийскому уровню. Коэффициент смертности 12,9 на 1000 жителей в 2019 году

несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации. Смертность превышает рождаемость. В 2019 году в Пскове родилось на 536 человек меньше, чем умерло.

Рост численности населения г. Псков на фоне естественной убыли населения, преимущественно обусловленной снижением уровня рождаемости, обеспечивает миграционный приток. В период 2015-2019 гг. число прибывающих в Псков превышает число убывших. Сальдо миграционного потока Пскова по направлениям показывает уверенный рост прибытий из Псковской области и снижение по основным направлениям. Сальдо миграционного потока Пскова по возрасту отражает снижение притока мигрантов трудоспособного возраста.

Снижение числа и доли жителей в трудоспособном возрасте является проблемой Пскова. За период 2015-2019 гг. число жителей Пскова трудоспособного возраста стало меньше на 5163 человека, среднегодовой темп снижения числа – 1,05%. Как следствие, растет коэффициент демографической нагрузки.

Естественная убыль населения, скорее всего, не будет преодолена в ближайшие годы. Кроме того, необходимо отметить, что миграционный отток трудоспособного населения замещается миграционным притоком трудоспособного населением с более низким человеческим капиталом с точки зрения образования и компетенций.

Образование


Система образования города Пскова включает:

  • 59 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в т.ч. 56 муниципальных и 3 частных ДОУ;

  • 30 общеобразовательных учреждений, в т.ч. 28 муниципальных и 2 частных ДОУ;

  • 20 учреждений дополнительного образования;

  • 8 учреждений специального среднего образования;

  • 4 вуза учетом филиалов).

Динамика числа муниципальных учреждений образования представлена в Таблице

9.
Таблица9ДинамикачисламуниципальныхучрежденийобразованиягородаПскова,шт.




2015

2016

2017

2018

2019

общеобразовательные учреждения

28

28

28

28

28

дошкольные образовательные учреждения

56

56

55

55

56

учреждения дополнительного образования

20

20

20

20

20


Дошкольныеобразовательныеучреждения

В 2019 году 12565 детей посещали муниципальные ДОУ. Число детей, посещающих муниципальные ДОУ, растет. В 2010 году детские сады посещали всего 8,8 тыс. детей, т. е. за период 2010-2019 гг. зафиксирован рост на 43%.

Рисунок12Динамикачисленностидетей,посещающихДОУ,чел
ДОУ Пскова перегружены (см. «Нехватка мест», Таблица
10). Несмотря на рост числа мест в ДОУ 2019 году на 620 мест5, нехватка мест в ДОУ не снизилась. Пскову не хватает почти 1800 мест в ДОУ. Особенно остро проблема нехватки мест в ДОУ в микрорайоне Завеличье.
Таблица10Динамикачисла детей,посещающихДОУимествдетскихсадах




2015

2016

2017

2018

2019

Мест в ДОУ

9353

9838

10309

10192

10812

Посещают ДОУ

10437

10935

11398

11824

12565

РостчисладетейвДОУ,%




+4,8

+4,2

+3,7

+6,3

Нехваткамест,%

12

11

11

16

16


На 2020 год запланировано строительство двух новых детских садов на 410 мест, а также планируется строительство пристройки под ясельные группы на 80 мест. На 2021 год запланировано строительство детского сада на 120 мест. По состоянию на начало 2020 года средний процент износа зданий ДОУ составил 65,5%, при этом 21 ДОУ или 37% от общего числа располагаются в зданиях с износом более 80%, а 13 ДОУ – в зданиях с износом 98-100%. В очереди в ДОУ Пскова на 01.09.2020. записано 4796 детей. За последние три года объем очереди сократился на треть. Динамика числа детей в очереди представлена в Таблице 11.
Таблица11-Сведенияоколичестве