Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1727

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

два года, т.е. только в 2022 году российская экономика вернется на уровень 2019 года. Весь ряд прогнозируемых показателей можно сдвинуть на два года, именно на столько, вероятно, кризис отбросит мировую и национальную экономику.
Приоритетыразвития.
Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из основных приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе, в этой связи прогнозом социально-экономического развития России предполагается существенное увеличение роли научно-технологического развития и его влияния на экономический рост.

В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Научно-технологическое развитие Российской Федерации на прогнозный период определено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 г. № 642, а на реализацию будут направлены в том числе мероприятия, предусмотренные в рамках национальных проектов «Наука» и «Цифровая экономика Российской Федерации».

В структуре товарного экспорта произойдут серьезные структурные сдвиги. Доля экспорта топливно-энергетических ресурсов снизится более, чем вдвое (с 54,1 % в 2017 году до 26,5 % к 2036 году) в пользу продукции химической и пищевой промышленности и отрасли машиностроения.

Соответствующие изменения произойдут и в структуре
произведенного ВВП. Возрастет доля сектора услуг. При снижении доли добычи полезных ископаемых возрастет доля обрабатывающей промышленности, строительного сектора.
Демографическаяситуация
Население Российской Федерации будет увеличиваться.

Рисунок61ЧисленностьнаселенияРоссийскойФедерации,всего,млн.чел
ПрогноздинамикивозрастнойструктурынаселенияРоссийскойФедерации


Младше трудоспособного возраста, млн. чел



Трудоспособного возраста, млн. чел



Старше трудоспособного возраста, млн. чел

Структура жителей Российской Федерации, %%





Рисунок62ПрогноздинамикивозрастнойструктурынаселенияРоссийскойФедерации
Современная демографическая ситуация обусловлена замещением поколений: выбытием из возраста 15-64 лет многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения людей, рожденных в нестабильные 90-е годы. Кроме того, серьезными демографическими проблемами являются высокий уровень смертности в экономически активных возрастах и снижение

рождаемости.

Государственная политика Российской Федерации в сфере демографии на период до 2036 года будет направлена на стабилизацию и дальнейший рост численности населения Российской Федерации, в том числе на обеспечение устойчивого естественного прироста численности населения Российской Федерации, увеличение числа родившихся и уменьшение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, а также повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении и продолжительности здоровой жизни.

Важнейшим направлением демографической политики по обеспечению естественного роста населения Российской Федерации в долгосрочной перспективе будут являться меры, направленные на повышение рождаемости.

Росту рождаемости в прогнозируемый период будет способствовать оказание финансовой поддержки семей при рождении детей, предусматривающей дифференцированную поддержку при рождении первых, вторых, третьих и последующих детей, например, повышение доступности жилья семьям с детьми, а также предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка.

Сохранит свою актуальность такое направление демографической политики, направленной на повышение рождаемости, как обеспечение возможности женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счет сохранения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. Совершенствование системы мер государственной поддержки, предоставляемых семьям с детьми, будет осуществляться с учетом мониторинга и оценки результативности действующих
мер демографической направленности, в том числе планируется реализация специальных мер стимулирования рождаемости в субъектах Российской Федерации с низкими показателями рождаемости. Возможные дополнительные меры, направленные на стимулирование рождаемости, будут дифференцированы в зависимости от очередности рождений.

Снижение смертности населения в долгосрочной перспективе продолжит оставаться одним из важнейших факторов улучшения и стабилизации демографической ситуации, оказывающим существенное влияние на обеспечение естественного роста численности населения.

Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни будет реализовано через мероприятия, направленные на сокращение возрастных коэффициентов смертности, а также смертности от конкретных причин болезней системы кровообращения,

новообразований, в том числе злокачественных, младенческой смертности, смертности от внешних причин, например, в результате дорожно-транспортных происшествий.
Рыноктруда,доходыипотреблениенаселения.
Переходный период к новым границам пенсионного возраста закончится в 2028 году. При этом, численность рабочей силы в течение всего прогнозного периода будет постепенно увеличиваться с 75,8 млн человек в 2018 году до 79,2 млн. человек в 2036 году.

Ожидается, что в долгосрочном периоде будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства:

  • Минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;

  • Достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации будут поддерживаться в долгосрочной перспективе;

  • Также будет сохранена практика проведения ежегодной индексации заработной платы прочих категорий работников организаций бюджетной сферы.


Кроме того, росту заработной платы будут способствовать устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,6 %, а в целом за 2019-2036 гг. увеличение составит 1,6 раза.
Промышленность.
По прогнозу Минэкономразвития России на период до 2036 года, опережающими темпами будут расти обрабатывающие производства и машиностроение.

Из промежуточных производств наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли, совмещенные с производством товаров инвестиционного назначения: производство химических веществ и химических продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, обработка древесины.

Машиностроение.

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики сдерживающее влияние оказывает ряд ограничений, в том числе технологическое отставание отдельных производств, введение секторальных санкций, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих.

Продукция машиностроительного комплекса является продукцией высокого передела. В связи с этим в долгосрочной перспективе влияние на развитие комплекса окажут перспективные фундаментальные и прикладные научные исследования, в том числе в части использования новых материалов и способов конструирования, увеличения возможностей беспилотной и автоматизированной техники, искусственного интеллекта, роботизированных систем. Вместе с тем перспективное развитие машиностроения будет связано с большим вовлечением техники в сферу