Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1732

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

событийный, «круизный» и др.

    • Образовательный развитие системы туров для школьников т. ч. с посещением В. Новгорода, Пушкинских гор) Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации.

    • Медицинский ориентированный, как на граждан Евросоюза (Эстония, Латвия и др.), так и на жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

    • Событийный – пример ежегодная Школа молодых политиков.

    • «Круизный» развитие туристических маршрутов, проходящих через Псков.

«Сухопутные» круизы с использованием специальных поездов, чартерных авиарейсов и туристических автобусов по маршрутам из Санкт-Петербурга, Москвы, включающим Псков, В. Новгород, Таллинн, Тарту, Пушкинские горы и др.

Для реализации перспективных направлений необходимо ориентировать отрасль (организации туристического бизнеса) на развитие инфраструктуры для индивидуального туризма, в т. ч. на создание специализированных средств размещения и, прежде всего, кемпингов.

Псков должен активно поддерживать программы и проекты развития курортного и лечебно-оздоровительного бизнеса в Псковской области, т. к. значительная часть прибытий и убытий будет осуществляться через Псков.

Для развития туристической отрасли необходимо качественное продвижение туристического продукта Пскова как в Санкт-Петербурге, Москве и регионах Российской Федерации, так и в странах Евросоюза. Необходимо создать условия для включения Пскова в систему глобального туристического маркетинга для привлечения в город
крупных операторов сферы гостеприимства для диверсификации тур потока и привлечения иностранных туристов.

Успешность туристического бренда города Псков прямо зависит от развития инфраструктуры и объектов индустрии гостеприимства для различных целевых групп и направлений туризма. Для развития туристической отрасли Пскова и Псковской области необходимо разработать и принять «дорожную карту» развития туризма.

Предлагается инициировать на федеральном уровне разработку Программы развития туризма в исторических городах Российской Федерации. Провести работу по созданию (продвижению) бренда Города.

Оценивая перспективы развития туристической отрасли Пскова, следует отметить, что принятый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предоставляет право въезда на территорию Российской Федерации гражданам 113 государств по упрощенной процедуре (электронной визе), что безусловно положительно скажется на туристическом рынке города после снятия ограничений в связи с эпидемией.

Инновационная деятельность


В результатах инновационной деятельности отмечен явный прогресс. За период 2014-2018 гг. затраты на технологические инновации выросли в 3,4 раза, объем инновационных товаров, работ, услуг увеличился в 9,8 раза. Но в 2019 году первый показатель рухнул (падение в 2,7 раза), второй снизился, существенно, на 23%. Количественные показатели (млн. руб.) представлены в таблице.
Таблица143ПоказателиинновационнойактивностиорганизацийПсковскойобласти




2014

2015

2016

2017

2018

2019

Затраты на технологические инновации, млн. руб.

200,6

203,2

774,9

521,9

686,4

256,9

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб.

348,4

712,4

1134,6

2222,1

3417,0

2639,5




2014

2015

2016

2017

2018

2019

Объем инновационных товаров, работ, услуг, %% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг


0,7


1,1


1,2


2,1


3,1


0,9


Несмотря на позитивный тренд последних лет Псковская
область продолжает находиться в нижней трети рейтинга инновационных регионов России, подготовленном Ассоциацией инновационных регионов России.
Таблица144МестоПсковскойобластивРейтингеинновационныхрегионовРоссии,подготовленномАссоциацией инновационныхрегионовРоссии




2014

2015

2016

2017

2018

Место (из 85 регионов)

70

69

63

60

65

Группа (описание)

средне-слабые инноваторы


Основой инновационного потенциала Пскова является научно-образовательный комплекс Псковского государственного университета (ПсковГУ).

В 2019 г. исследования в ПсковГУ выполнялись по 30 научным направлениям, относящимся к 10 отраслям науки. Ключевыми направлениями НИР являлись: экология и рациональное природопользование, история, физика наноструктур, медицина, энергетика и электротехника, экономические науки, информационные технологии, педагогика.

В вузе работает современная мультилаборатория для анализа воды, почвы и продуктов питания. На базе Института медицины и экспериментальной биологии появилась возможность для проведения серийных лабораторных работ, научных исследований, опытов, наблюдений по естественнонаучным дисциплинам физике, химии и биологии. Лаборатория открывает новые возможности для подготовки кадров по
таким особо востребованным смежным специальностям, как биофизика, биохимия, биоинженерия, медицинская информатика и кибернетика.

В 2018 году на базе ПсковГУ создан инжиниринговый центр «Инновационное электротехническое оборудование». Финансирование ИЭТО в 2019 г. составило 40 млн. руб.

В состав ИЦ входят следующие подразделения:

      • Студенческий инжиниринговый центр,

      • Студия дизайна,

      • Лаборатория инженерной гидравлики.


Важные достижения НИР университета за 2019 год связаны с реализацией 8 проектов РФФИ в различных областях научных знаний, включая языкознание, историю, психологию, педагогику и экономику.

По результатам НИОКР в 2019 году было подано 25 заявок на объекты интеллектуальной собственности против 7 в 2018 г.
Выводы
В ходе анализа была рассмотрена инновационная сфера Псковской области, которая, в значительной степени, локализована в Пскове. В результатах инновационной деятельности отмечается прогресс, но показатели инновационной деятельности все еще ниже средних по Российской Федерации.

Основой инновационного потенциала Пскова является научно-образовательный комплекс Псковского государственного университета (ПсковГУ), ключевыми направлениями НИР которого являются: экология и рациональное природопользование, история, физика наноструктур, медицина, энергетика и электротехника, экономические науки, информационные технологии. В 2018 году на базе ПсковГУ создан инжиниринговый центр «Инновационное