Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1698

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

Характеристика сценариев развития



Для того чтобы грамотно воспользоваться имеющимися преимуществами и ответить на перечисленные вызовы в Стратегии-2030 разработаны три сценария развития города:

Стабилизационный сценарий


Данный вариант предполагает реализацию стратегии на фоне развития глобального экономического кризиса, спровоцированного короновирусной инфекцией и кризиса на рынке энергоносителей. Предполагается инерционное развитие города, т.е. сохранение существующей системы управления городом и методов регулирования отдельных сфер его жизни. Внешняя среда оказывает существенное влияние на город и является организующей рамкой при формировании долговременных приоритетов. Федеральные и региональные власти в рамках своих полномочий активно участвуют в распределении межбюджетных трансфертов, составляющих значимую часть доходной части бюджета города.

Усилия местных органов власти и управления концентрируются на вопросах поддержания функционирования всего спектра городских инфраструктур. Проводятся работы, направленные на сокращение бюджетного финансирования различных учреждений, например, путем передачи их в частную собственность.

Сохраняется финансирование на поддержание удовлетворительного состояния культурно-исторического наследия, при этом в полной мере не используется его туристический и экономический потенциал. Социальная сфера ориентирована на выстраивание инфраструктуры социальных выплат, без учета специфики отдельных категорий населения. Сохраняется средний уровень обеспечения объектами социальной
инфраструктуры.

Бизнес развивается в зависимости от общей рыночной конъюнктуры как города в целом, так и всего региона. Поэтому бизнес становится менее активным, количество средств в бюджете сокращается. Город старается сохранить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность сложившейся экономической структуры, не имея возможности к диверсификации экономики. Это приводит к оттоку капиталов в более благоприятные для ведения бизнеса территории. Следствием становится снижение качества городской среды, на фоне отсутствия возможности проведения модернизации функционирования систем жизнеобеспечения и благоустройства города.

Основными задачами в рамках данного сценария становится преодоление последствий экономического кризиса, стабилизация показателей социально- экономического развития и выход на докризисный уровень качества жизни населения. После резкого падения экономической активности предполагается постепенное восстановление экономической активности за счет реализации федеральных программ и Национальных проектов. В данном случае город не выстраивает собственную стратегию выхода из кризиса ориентируясь на траекторию, задаваемую федеральными властями.


Сценарий комплексного развития


В рамках данного сценария в основу дальнейшего развития города Пскова будет положена концепция устойчивого развития. Вызовы, связанные с экономическими последствиями борьбы с коронавирусной инфекцией, требуют оптимизации и повышения эффективности расходов, и в то же время, создают стимул для диверсификации экономики и поиска новых решений в социальном комплексе. Преобразования будут

осуществляться с учетом внутренних и внешних взаимосвязей отраслей хозяйствования и их взаимодополняемости. Повышение связанности социально-экономического пространства города также обеспечит его большую устойчивость перед внешними угрозами.

Изменения социально-экономического пространства города будут связаны с исполнением Плана устойчивого развития до 2030 года. Псков сталкивается с изменением парадигмы в отношении возросших требований и ожиданий людей в отношении системы социального обеспечения. Высокое качество, прямой доступ, свобода выбора, быстрое обслуживание, индивидуальные услуги, гибкие решения и широкое и разнообразное предложение являются требованиями и ожиданиями Пскова 2030, которые должны быть выполнены.

Город будет развиваться в русле цифровизации управленческого процесса и интенсивного внедрения цифровых технологий в практику деятельности бизнеса и учреждений социальной сферы. Новые цифровые платформы, онлайн услуги, развитая
инфраструктура ИКТ позволят объединить хозяйствующие субъекты и ускорить взаимодействие между ними. Особое внимание будет уделено цифровой поддержке продвижения продукции городских компаний, и прежде всего, субъектов малого бизнеса не только на российский, но и зарубежный рынок.

Создание дополнительных образовательных возможностей для всех возрастных групп позволит адаптировать трудовые ресурсы города к актуальным и динамично меняющимся потребностям работодателей, что оживит и диверсифицирует рынок труда. Это, в свою очередь, повысит его привлекательность для жителей других регионов Северо-Запада РФ, и с учетом реализации эффективной жилищной политики, обеспечивающей доступность комфортного жилья для молодежи, стимулирует миграцию граждан трудоспособного возраста в город.

Развитие социальной инфраструктуры сформирует благоприятный социальный климат и обусловит положительные изменения в естественном движении населения. Доступность образовательных учреждений, развитие некоммерческих социально ориентированных организаций, повышение безопасности городской среды создадут условия для повышения рождаемости, а укрепление первичного звена медицинской помощи и эффективная профилактическая работа обеспечат снижение смертности.

Богатое культурно-исторического наследие Пскова станет объектом притяжения для все большего числа жителей и гостей города за счет развития современной, доступной
городской среды, отвечающей принципам устойчивого развития. Повышение экологичности города, его продуманное благоустройство сформируют положительный имидж Пскова как города для комфортной жизни и работы и упрочат его положение как популярного туристского направления.

Развитие экономики будет являться безусловным приоритетом развития города путем постепенного укрепления существующих видов деятельности и освоения новых производств, внедрения современных технологий, формирования положительного инвестиционного имиджа Пскова, увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования.