Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1734

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

состава в органе местного самоуправления необходимо предусмотреть взаимозаменяемость кадрового состава и систему внутриорганизационного обучения.
        1. Дополнительные инструменты.



Дополнительными инструментами реализации Стратегии могут служить инициативы по следующим направлениям:

  • инициирование соглашения с Российскими железными дорогами по организации скоростного сообщения г. Псков со столицей г. Москва, а также, об электрификации участков железной дороги, ведущих к Пскову, и привидением инфраструктуры в соответствующее состояние;

  • Инициирование разработки проекта Федерального закона «О развитии исторических городов России», инициирование и направления в установленном порядке для его принятия на соответствующем уровне;

  • разработка проектов в рамках приграничного сотрудничества с Эстонией и Латвией.
      1. Финансовые механизмы реализации Стратегии



Реализация Стратегии обеспечивается посредством проведения бюджетной, налоговой и долговой политики, ориентированной на создание условий для поступательного социально-экономического развития города. Финансовое обеспечение проектов, отнесённых к полномочиям органов местного самоуправления, обеспечивается за счёт бюджетных средств. При этом, ключевая роль отводится наращиванию собственной доходной базы и обеспечению надежности параметров, положенных в основу её формирования.

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии будет осуществляться участниками реализации
мероприятий Стратегии на базе координации документов планирования реализации Стратегии, документов планирования деятельности участников реализации мероприятий Стратегии, а также документов бюджетного планирования - решений Псковской городской Думы о бюджете города Пскова .

Финансирование реализации Стратегии будет обеспечиваться за счет средств бюджета города Пскова, привлечения на согласованных условиях средств федерального бюджета и бюджета Псковской области в рамках реализации федеральных и региональных программ, проектов, а также, за счет внебюджетных источников (средств частных инвесторов, заемных средств).

Участие частного сектора экономики предусматривается для реализации коммерческих инвестиционных и социально значимых некоммерческих проектов. Источником их финансирования являются внебюджетные источники, а также

бюджетные средства в рамках муниципально-частного партнёрства и концессии. Также, возможно заключение инвестиционных соглашений и соглашений о сотрудничестве между администрацией и крупнейшими предприятиями города, и иными заинтересованными юридическими лицами, направленных на решение стратегических задач городского развития.

Для реализации крупных инфраструктурных проектов задействуются механизмы их со-финансирования иными бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Псков в 2019 году приступил к участию в реализации региональных проектов

, которые направлены на достижение целей и решение задач национальных проектов, утвержденных Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам по направлениям, обозначенным в Указе №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в частности на 2020-2022 года запланировано финансирование мероприятий города в сумме 1 972,2 млн. руб. по следующим Национальным проектам (Решение Псковской городской Думы от 30.06.2020 № 1228 "О внесении изменений в Решение Псковской городской Думы от 25.12.2019 № 966 "О бюджете города Пскова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов) :

  • «Образование», Региональные проекты «Успех каждого ребенка»,

«Цифровая образовательная среда» ;

  • «Демография», Региональные проекты «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, «Спорт норма жизни»;

  • «Безопасные и качественные автомобильные дороги», Региональный проект «Дорожная сеть»;

  • «Экология», Региональный проект «Чистая вода» ;

  • «Жилье и городская среда», Региональный проект «Формирование комфортной городской среды»;

  • «Культура», Региональный проект «Культурная среда».

Потребность в финансовых ресурсах возникает ввиду необходимости финансирования работы в рамках приоритетных проектов и направлений развития, предусмотренных Стратегией.

Для эффективной реализации целей и достижения задач Стратегии необходимо осуществлять работу по привлечению всех возможных источников финансирования: бюджета города Пскова, областного бюджета, федерального бюджета, внебюджетных
источников.

Количественная оценка финансовых ресурсов, привлекаемых для реализации Стратегии, будет осуществляться:

  1. из бюджетных источников (местного бюджета, регионального бюджета, федерального бюджета (субсидии, субвенции, а также - финансирование в рамках федеральных программ)) ежегодно на трехлетний период в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегии и муниципальных программ города Пскова;

  2. из внебюджетных источников по мере необходимости, в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории города, соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, соглашений о государственно-частном партнерстве и иных соглашений с инвесторами.

Достижение целей и задач стратегии за счет средств местного бюджета, а также за счет привлечения средств вышестоящих бюджетов будет осуществляться в рамках реализации муниципальных программ Пскова. На сегодняшний день в Пскове реализуются 13 муниципальных программ, охватывающих основные направления развития города. Срок действия 11 программ, которые заканчиваются в 2022году, будут продлены до 2023 года (проекты МПА проходят согласование), 2 программы действуют до 2024 года. Действующие муниципальные программы, а также предлагаемые к разработке и принятию представлены в Приложении Г, финансируемые за счет местного и областного бюджета.

Объём бюджетных средств на реализацию стратегии будет уточняться ежегодно: по итогам оценки эффективности реализации муниципальных программ города Пскова
; с учетом бюджетных возможностей города.

Решение Псковской городской Думы от 27 февраля 2013 года N 432 Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Псков» изменениями на 27 сентября 2019 года), статья 54.1 предусматривает долгосрочное бюджетное планирование. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено:

«Долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если городская Дума приняла решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Положения». Отдельного Решения о долгосрочном планировании Псковская городская Дума не принимала, соответственно осуществить увязку параметров финансового обеспечения реализации Стратегии с показателями бюджетного прогноза города Пскова на долгосрочный период не представляется возможным.

Риски.

Реализация Стратегии сопряжена с рядом рисков, потенциально способных оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости и надёжности прогнозируемых параметров.

В первую очередь, это зависимость бюджетного потенциала муниципального образования от федеральной и региональной политики в сфере межбюджетных отношений.

Существенное влияние может оказать реорганизация системообразующих предприятий (в форме снижения поступлений в бюджет) и миграционные процессы (в форме увеличения числа получателей социальных услуг).

В качестве инструмента нейтрализации данных рисков выступает долгосрочное