Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1730

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения





SWOT-анализ: пространство



Таблица197SWOT-анализ:пространство

ПРОСТРАНСТВО

Внутренняя среда

Сильные стороны/ конкурентные преимущества

Слабые стороны/ риски

  • Уникальный культурно-исторический центр.

  • Благоприятная экологическая обстановка, наличие рекреационных ресурсов.

  • Удобное географическое положение на международных транспортных коридорах, в зоне импортных потоков.

  • Удобное автомобильное и железнодорожное сообщение с двумя крупнейшими агломерациями Российской Федерации.

  • Развитая сеть городского общественного транспорта.

  • Безопасность дорожного движения.

  • Низкое качество дорог. Незначительное участие местного бюджета в финансирование дорожного хозяйства.

  • В Псковской области нет электрифицированных железных дорог.

  • Не развиты пассажирские авиаперевозки.

  • Отсутствие высокоскоростного железнодорожного сообщения с Москвой, Санкт-Петербургом.

  • Низкие темпы благоустройств дворовых территорий.

  • Убыточность городских пассажирских перевозок.

  • Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

  • Формирование Псковской агломерации.

  • Расширение территории МО «Город Псков».

  • Создание инфраструктуры логистического узла на трассе Р23/Е95.

  • Развитие авиасообщения.

  • Возрождение и развитие водного транспорта.

  • Развитие городского транспорта и развитие инфраструктуры для индивидуального транспорта и пешеходных перемещений.

  • Развитие природоохранных проектов в рамках международного сотрудничества.

  • Развитие железнодорожного сообщения, в т.ч. международного с Эстонией, высокоскоростного с Москвой, Санкт-Петербургом.

  • Увеличение площади рекреационных и зеленых зон в объемах, предусмотренных Генеральным планом.







  • Снижение объемов финансирования муниципальных программ благоустройства.

  • Массовое жилищное строительство на территориях Псковского района, прилегающих к МО «Город Псков».

  • Сокращение финансирования расходов на охрану окружающей среды.

  • Снижение объемов автомобильных грузоперевозок ЕС-Российской Федерации и РБ-Российской Федерации.

  • Снижение объемов внешней торговли России со странами Евросоюза.

  • Отсутствие инвестиций в развитие федеральных автомобильных и железнодорожных магистралей.





SWOT-анализ: экономика и управление



Таблица198SWOT-анализ:экономикаиуправление

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Внутренняя среда

Сильные стороны/

конкурентные преимущества

Слабые стороны/

риски

  • Диверсифицированный характер экономики.

  • Предприятия машиностроения – «локомотивы» экономики, демонстрируют рост выручки.

  • Наличие введенных в эксплуатацию инвестиционных площадок (ОЭЗ

«Моглино»).

  • Близость емких рынков сбыта продукции Московского и Санкт- Петербургского.

  • Рост оборот розничной торговли

  • Уникальный культурно-исторический центр. Значительный потенциал для развития туризма.

  • Приграничное положение и развитая транспортная инфраструктура.

  • Рост числа грузовых транспортных средств, пересекающих таможенную границу в регионе деятельности Псковской таможни.

  • Недорогая рабочая сила.

  • Недорогая недвижимость. Низкая стоимость жилья.

  • Наличие постоянного контингента Министерства обороны РФ. Военнослужащие составляют значительную часть населения и располагают стабильными и относительно высокими доходами.




  • Убыль трудоспособного населения.

  • Нехватка квалифицированных кадров. Миграционный отток специалистов из-за дефицита социальной инфраструктуры и слабых перспектив карьерного роста.

  • Низкий уровень оплаты труда.

  • Снижение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, а также затрат на научные исследования и разработки.

  • Уменьшение количества учреждений высшего образования, численности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава.

  • Низкий уровень инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения существенно ниже среднего по Российской Федерации.

  • Дефицит бюджета. Недостаточная дисциплина по исполнению бюджета. Уровень муниципального долга стремится к предельному.

  • Низкий уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Недостаточное финансирование программ развития туризма.

  • Недостаточное качество инфраструктуры сферы гостеприимства.

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

  • Расширение мер по стимулированию инвестиций, преференций для инвесторов.

  • Формирование промышленных кластеров.

  • Наращивание экспорта продукции высоких переделов и масштабов

присутствия местных производителей на рынках Московского и Санкт- Петербургского регионов.

  • Мировой экономический кризис, в т. ч. в следствии пандемии коронавирусной инфекции, передела нефтяного рынка, торговой войны США и Китая, торговых противоречий США и Евросоюза.

  • Волатильность и непредсказуемость экономических показателей и процессов в мировой экономике.

  • Ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации;





  • Создание условий для удержания в регионе собственных кадров и повышении их квалификации. Стимулировании возврата в Псков молодых людей, которые обучаются в вузах других регионов.

  • Развитие международных экономических связей.

  • Развитие логистического потенциала. Создание инфраструктуры логистического узла на трассе Р23/Е95.

  • Развитие научно-исследовательского комплекса ПсковГУ.

  • Формирование кластера IT-технологий и разработок.

  • Развитие туристической инфраструктуры. Рост числа и качественных объектов индустрии гостеприимства. Развитие инфраструктуры для индивидуального туризма.

  • Рост туристического потока.

  • Развитие программ приграничного сотрудничества.

  • Рост объемов ввода нового жилья. Финансирование строительства социального жилья.

  • Обострение геополитической ситуации. Обострение отношений между Россией и Европейским Союзом.

  • Снижение объемов экспортно-импортных операций между Россией и странами ЕС.

  • Снижение объемов финансирования из бюджетов верхнего уровня.

  • Ускорение миграционных процессов. Отток профессиональных кадров.




Состояние и перспективы изменения внутренней среды Пскова наиболее точно определяется высказыванием: «Псков это хорошее место для жизни, просто надо его облагородить.»*/

Ситуация с внешней средой, определяющей перспективы социально-экономического развития Пскова описывается как:

«Неопределенность. Негативные тенденции.»