Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 872

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ




Основные вопросы


  1. Цель и задачи изучения лексики в начальной школе.

  2. Обязательный минимум содержания обучения.

  3. Лексические понятия, изучаемые в начальной школе.

  4. Умения, формируемые в процессе обучения лексике.

  5. Лексические упражнения.



    1. Цель и задачи изучения лексики в начальной школе


Цель изучения лексики в начальной школе дать начальное пред- ставление о лексической системе русского языка.

Задачи:


  • познакомить обучающихся с основной единицей лексического уровня – словом;

  • сформировать умения использовать лексические единицы в соот- ветствии с лексическим значением и коммуникативной целесооб- разностью;

  • расширить словарный запас обучающихся;

  • научить пользоваться толковым и другими словарями русского языка.



    1. Обязательный минимум содержания обучения


Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Материал по-разному представлен в УМК для начальной школы.

Наиболее полно курс «Лексика» представлен в УМК «Начальная школа 21 века», причем дан академически, традиционно. Кстати, в дан-

ном учебнике вводится понятие «заимствованных» и «исконно русских слов».

В УМК «Классическая начальная школа» раздел «Лексика» специ- ально не представлен. Отдельные темы
вводятся в ознакомительном по- рядке при изучении морфологии, например, антонимы изучаются при работе над прилагательными: см. 3 класс, с 179 «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу».

В УМК «Гармония» при изучении лексики внимание уделяется ис- пользованию синонимов, антонимов и омонимов в речи, то есть рас- сматривается функциональный, практический аспект. Если вы проана- лизируете все учебники, то упражнения, представленные в них, будут иметь тождественные формулировки:


Рамзаева Т.Г.

«РИТМ.

«Классичес- кая началь- ная школа».


Иванов С.В.

«Начальная школа 21 века»

�уракова Н.А.

«Перс- пективная начальная

школа»


Соловейчик М.С.

«Гармония»


Канакина В.П.

«Школа Рос- сии»

Подбери прилагатель- ные, проти- воположные по смыслу

(479)

Выбери нужное по смыслу сло- во (№ 1, с 58)

Подбери нужные по смыслу сло- ва (№ 86, с.

117)

Выбери из скобок нужные по смыслу сло- ва (№ 557)


Замените выделенное слово сино- нимом (74)

Дополнитетаблицусвоимипримерамиизучебниковрусскогоязыкадля начальнойшколы.


    1. Лексические понятия, изучаемые в начальной школе Слово это единица языка, представляющая собой комплекс звуков

и служащая для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний. Слово обладает номинативной функцией

. Слово рассматривается в единстве лексического (соотношение слова с понятием) и граммати- ческого (принадлежность к определенной части речи, связь с другими словами) значений.

В начальной школе изучается три группы понятий: понятия, связан- ные с семантикой слова; понятия, связанные с происхождением слова (фрагментарно); понятия, связанные с употреблением слова.

Абсолютные синонимы – слова, полностью совпадающие по зна- чению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости.

Антонимы слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположно- го.

Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое поня- тие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей.

Доминанта – один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющего себе все дополнитель- ные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые дру- гими членами ряда.

Контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся своими зна- чениями в условиях контекста.

Лексика 1. Словарный состав языка. 2. Совокупность слов, связан- ных со сферой их использования. 3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. 4. Один из стилистических пластов в словарном со- ставе языка. 5. Совокупность слов, характерных для какого-либо лите- ратурного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя.

Лексикология раздел языкознания, занимающийся изучением
словарного состава языка. Лексикология историческая. Лексикология, изучающая словарный состав языка в его развитии (в диахроническом плане).

Лексические ошибки – это ошибки, связанные с непониманием лексического значения слова: неточность в выборе слова, неумение пользоваться синонимами, использование слов-паронимов и др.

Многозначность (полисемия) – наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.

Многозначные слова – слова, имеющие два, три и более лексичес- ких значения.

Однозначность – наличие у слова только одного значения. Одно- значны в большинстве своем термины.

Однозначные слова – это слова, обозначающие одним и тем же словом разные предметы. Это одинаково звучащие слова, но по своему значению они различны.

Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

Переносное значение слова – это вторичное (производное) зна- чение слова, связанное с основным, главным значением отношениями метонимической, метафорической зависимости или какими-либо ассо- циативными признаками.

Речь 1. Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говоре- ние) или для обращения к самому себе. 2. Разновидность (обычно сти- листическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. 3. Вид синтаксического построения
вы- сказывания.

Семантика наука о понимании определённых знаков, последова- тельностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и на- писанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое зна-

чение.

Синонимический ряд два и более лексических синонима, соотно- симых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предме- тов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу.

Словарь 1. Словарный состав языка. 2. Совокупность слов, харак- терных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или ино- го писателя. 3. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

  • Составьтесловарьлексическихпонятий,изучаемыхвначальнойшколе.

  • Какие понятия войдут в него, если составлять его для разныхлинийУМК?

  • Составьтеклассификациюлексическихошибок.Определите,каконивлияютнаоценку работы обучающихся.



    1. 1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   52