Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 877

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Умения, формируемые в процессе обучения лексике


В процессе изучения лексики в начальной школе формируются сле- дующие умения:

  • определять лексическое значение слова по толковому словарю;

  • использовать слова в соответствии с их лексическим значением;

  • находить слова с переносным значением и определять их роль в тексте;

  • подбирать к слову синонимы и антонимы и пользоваться ими в речи;

  • пользоваться толковым словарем русского языка, словарем сино- нимов, словарем антонимов и др.



    1. Лексические упражнения


В методике русского языка для начальной школы известно несколько разновидностей лексических упражнений. Перечислим некоторые из них:

  1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно за- дается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» Такой способ объяс- нения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правопи- санием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безудар- ных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

  2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграни- чения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и сереб- ристый.

  3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высве- чивает» значение слов; школьники легче понимают не только их пря- мое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и вырази- тельность.

  4. Включение нового слова в контекст, составленный самими де- тьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвес- ти учитель.

  5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

  6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средс- тво развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если кар- тинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисо- вали, то их познавательная активность достаточно высока.

  7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсаль- ных и часто применяемых приемов: холят ухаживают, окружают забо- той, нарекся – назвался, витязь – воин.

  8. Прием подбора антонимической пары: старт финиш, хорошо


  • плохо.

  1. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из несколь- ких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

  2. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер военный корабль.

Проанализируйте, как и когда в начальной школе вводятся све-дения о синонимах и о других лексико-грамматических группахслов?

Заполнитетаблицу:


Лексико- грамматическая

группа


1 класс


2класс


3 класс


4 класс



























































































Проанализируйте систему практических упражнений с синони-мами, из каких элементов она складывается? Приведите приме-рыиз разныхучебников (по выбору).

  • Проанализируйте систему практических упражнений с антони-мами, из каких элементов она складывается? Приведите приме-рыиз разныхучебников (по выбору).

  • Проанализируйте систему практических упражнений с много-значными словами, из каких элементов она складывается? При-ведитепримерыизразныхучебников (повыбору).





Вопросы и задания


  1. Из учебников для начальной школы выберите различные лекси- ческие упражнения. Какие УУД формируются с их помощью?

  2. Составьте технологическую карту урока по теме «Омонимы».

  3. Сделайте анализ детских работ с точки зрения типов лексичес- ких ошибок. Установите причины появления, предложите пути исправления.

  4. Разработайте технологическую карту урока по анализу детских работ и исправлению лексических ошибок.



Литература


  1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  2. Земский А.М., Светлаев С.Я. Русский язык в 2-х частях. М.: «Ака- демия», 2009.

  3. Лекант П.А. Современный русский язык. М. Дрофа, 2009.

  4. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка. [Текст]. 3-е изд., перераб. М.: ЛКИ, 2007. 304 с. (Лингвисти- ческое наследие �� века)

  5. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика. [Текст]. М.: Либроком, 2009. 336 с. (Из лингвистического наследия)



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ




Основные вопросы


  1. Цель и задачи изучения словообразования в начальной школе.

  2. Обязательный минимум содержания обучения.

  3. Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе.

  4. Умения, формируемые в процессе обучения словообразованию.

  5. Упражнения по словообразованию.




  1. Цель и задачи изучения словообразования в начальной школе Словообразование это раздел науке о языке, в котором рассмат-


риваются вопросы, связанные с составом слова (морфемика), отно- шения между родственными словами и основные способы словопро- изводства.

Цель обучения словообразованию усвоение обучающимися структуры слова (морфемика) и основных способов образования новых слов.

  • на основе понимания семантики морфем научить определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, вы- деляя значимые части (морфемы);

  • сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части;

  • усвоить способы словообразования;

  • на основе словообразовательного анализа сформировать орфог- рафические навыки.



  1. Обязательный минимум содержания обучения


Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие

примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Разли- чение предлогов и приставок.

  1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   52