Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 874
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Основные вопросы
-
Цель и задачи обучения пунктуации в начальной школе. -
Обязательный минимум содержания обучения. -
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе. -
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации. -
Пунктуационные упражнения.
-
Цель и задачи обучения пунктуации в начальной школе Пунктуация – это раздел языкознания, в котором изучаются знаки
препинания. Русская пунктуация построена на трех принципах: смыс- ловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и ин- тонационном.
Методика пунктуации – раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунк- туационных умений и навыков.
Цель обучения пунктуации – формирование представлений о на- значении знаков препинания, их роли в процессе общения; формирова- ние пунктуационной грамотности.
Задачи обучения пунктуации:
-
знакомство учащихся с перечнем знаков препинания, их назначе- нием и ролью в процессе общения; -
формирование у школьников следующих умений: -
развитие навыка осознанно, в соответствии с коммуникативной ситуацией употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; -
формирование навыка обнаруживать и узнавать знаки препина- ния в тексте, предложении, соблюдать при чтении соответствую- щую им интонацию; -
развитие умения мотивировать выбор знака препинания с опорой на структурный, смысловой и интонационный признаки предло- жения; -
подготовка учащихся к осознанию структурно-семантических и интонационных признаков сложного предложения.
– Подготовьтесообщениеопринципахрусскойпунктуации.
-
Обязательный минимум содержания обучения
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопро- сительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с одно- родными членами.
Выделяется четыре этапа обучения пунктуации:
Первый этап связан с периодом обучения грамоте, когда проис- ходит знакомство с термином «знаки препинания», а также перечнем знаков препинания (точкой, вопросительным и восклицательным зна- ками, многоточием, занятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, ка- вычками).
Второй этап предполагает организацию работы над знаками пре- пинания во втором классе на уроках русского языка. На данном этапе происходит знакомство школьников с типами предложения по цели вы- сказывания; учащиеся изучают правило употребления знаков препина- ния в конце предложения, осознают грамматическую основу постановки знаков препинания.
На третьем этапе расширяется представление о типах предложе- ния по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысло- вой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.
Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблени- ем знаков препинания в простых предложениях, осложненных однород- ными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией слож- ного предложения.
-
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Пунктуационно-смысловой отрезок – это смысловой отрезок, вы-
деляемый знаками препинания.
Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препина- ния в предложении и в тексте.
Пунктуационная грамотность – умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать на- писанное.
Пунктуационное умение – это интеллектуально-мыслительное действие, заключающее в употреблении или неупотреблении знаков препинания в коммуникативных единицах – в предложении и тексте.
Знаки препинания – особые графические средства, которые делят- ся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклица- тельный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделе- ния).
Пунктуационное правило – перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака, инструкция, которая называется пунктуационным правилом.
Пунктограмма – это конкретный случай применения пунктуацион- ного правила, например: употребление запятой для разделения однород- ных членов предложения.
- 1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 52
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:
-
находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, тре- бующие выделения их знаками препинания; -
ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуа- ционными правилами; -
обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания; -
находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
-
Пунктуационные упражнения
В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта. Списывание как вид пунктуационного упражнения, заключающееся в переписыва- нии учащимися текста или отдельных предложений с одновременным выполнением пунктуационных заданий. Для формирования пунктуа- ционных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, предупредительный, творческий. При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие вы- деления знаками препинания, и выделяют их.
При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специаль-
ные пунктуационные упражнения, направленные на составление отде- льных предложений и текстов:
-
упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:
-
составление предложений по схемам; -
составление предложений по опорным словам; -
составление предложений по данной теме и др.
упражнения по пунктуации в связи составлением текстов:
-
диктант с элементами изложения; -
свободный диктант; -
диктант с продолжением; -
изложение.
Пунктуационный разбор обычно включает в себя три основных эта-
па:
-
объяснение знаков препинания в конце предложения, то есть оп- ределение эмоциональной окраски высказывания (повествова- тельное, восклицательное, вопросительное); -
выделение грамматической основы, а также её полноты (наличие или частичное отсутствие всех необходимых членов предложе- ния), то есть определение вида предложения по количеству грам- матических основ – сложное, простое, и характера основы – дву- составное или односоставное; -
объяснение каждого случая расстановки (или отсутствия) знаков препинания.
Пошаговая инструкция:
-
определитесь с назначением знака препинания в конце предложе- ния; -
пронумеруйте остальные знаки пунктуации; -
выделите грамматические основы, а также однородные члены, если они имеются; -
сделайте графическую схему предложения; -
проанализируйте функции знаков пунктуации и объясните их употребление.