Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 874

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ




Основные вопросы


  1. Цель и задачи обучения пунктуации в начальной школе.

  2. Обязательный минимум содержания обучения.

  3. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе.

  4. Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации.

  5. Пунктуационные упражнения.




    1. Цель и задачи обучения пунктуации в начальной школе Пунктуация это раздел языкознания, в котором изучаются знаки

препинания. Русская пунктуация построена на трех принципах: смыс- ловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и ин- тонационном.

Методика пунктуации – раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунк- туационных умений и навыков.

Цель обучения пунктуации – формирование представлений о на- значении знаков препинания, их роли в процессе общения; формирова- ние пунктуационной грамотности.

Задачи обучения пунктуации:


  • знакомство учащихся с перечнем знаков препинания, их назначе- нием и ролью в процессе общения;

  • формирование у школьников следующих умений:

  • развитие навыка осознанно, в соответствии с коммуникативной ситуацией употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • формирование навыка обнаруживать и узнавать знаки препина- ния в тексте, предложении, соблюдать при чтении соответствую- щую им интонацию;

  • развитие умения мотивировать выбор знака препинания с опорой на структурный, смысловой и интонационный признаки предло- жения;

  • подготовка учащихся к осознанию структурно-семантических и интонационных признаков сложного предложения.


Подготовьтесообщениеопринципахрусскойпунктуации.

    1. Обязательный минимум содержания обучения


Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопро- сительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с одно- родными членами.

Выделяется четыре этапа обучения пунктуации:

Первый этап связан с периодом обучения грамоте, когда проис- ходит знакомство с термином «знаки препинания», а также перечнем знаков препинания (точкой, вопросительным и восклицательным зна- ками, многоточием, занятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, ка- вычками).

Второй этап предполагает организацию работы над знаками пре- пинания во втором классе на уроках русского языка. На данном этапе происходит знакомство школьников с типами предложения по цели вы- сказывания; учащиеся изучают правило употребления знаков препина- ния в конце предложения, осознают грамматическую основу постановки знаков препинания.

На третьем этапе расширяется представление о типах предложе- ния по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысло- вой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.

Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблени- ем знаков препинания в простых предложениях, осложненных однород- ными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией слож- ного предложения.


    1. Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Пунктуационно-смысловой отрезок это смысловой отрезок, вы-


деляемый знаками препинания.

Пунктуационная норма это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препина- ния в предложении и в тексте.

Пунктуационная грамотность умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать на- писанное.

Пунктуационное умение это интеллектуально-мыслительное действие, заключающее в употреблении или неупотреблении знаков препинания в коммуникативных единицах в предложении и тексте.

Знаки препинания особые графические средства, которые делят- ся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклица- тельный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделе- ния).

Пунктуационное правило – перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака, инструкция, которая называется пунктуационным правилом.

Пунктограмма это конкретный случай применения пунктуацион- ного правила, например: употребление запятой для разделения однород- ных членов предложения.

    1. 1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   52

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации


В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:

  • находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, тре- бующие выделения их знаками препинания;

  • ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуа- ционными правилами;

  • обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;

  • находить пунктуационные ошибки и исправлять их.



    1. Пунктуационные упражнения


В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта. Списывание как вид пунктуационного упражнения, заключающееся в переписыва- нии учащимися текста или отдельных предложений с одновременным выполнением пунктуационных заданий. Для формирования пунктуа- ционных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, предупредительный, творческий. При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие вы- деления знаками препинания, и выделяют их.

При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специаль-

ные пунктуационные упражнения, направленные на составление отде- льных предложений и текстов:

  1. упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:

  • составление предложений по схемам;

  • составление предложений по опорным словам;

  • составление предложений по данной теме и др.


  • упражнения по пунктуации в связи составлением текстов:

    • диктант с элементами изложения;

    • свободный диктант;

    • диктант с продолжением;

    • изложение.

    Пунктуационный разбор обычно включает в себя три основных эта-

    па:


    • объяснение знаков препинания в конце предложения, то есть оп- ределение эмоциональной окраски высказывания (повествова- тельное, восклицательное, вопросительное);

    • выделение грамматической основы, а также её полноты (наличие или частичное отсутствие всех необходимых членов предложе- ния), то есть определение вида предложения по количеству грам- матических основ – сложное, простое, и характера основы – дву- составное или односоставное;

    • объяснение каждого случая расстановки (или отсутствия) знаков препинания.

    Пошаговая инструкция:

    • определитесь с назначением знака препинания в конце предложе- ния;

    • пронумеруйте остальные знаки пунктуации;

    • выделите грамматические основы, а также однородные члены, если они имеются;

    • сделайте графическую схему предложения;

    • проанализируйте функции знаков пунктуации и объясните их употребление.