Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 886
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
– Рассмотрите схемы, прокомментируйте их содержание. Приве-дитепримерыихиспользованиявучебномпроцессе.
-
Попрограмме«ШколаРоссии»нетобозначенийзвонкогоиглухогосогласного.Прокомментируйтеданнуюсхему,какиеобозначенияпридуманыдляобозначениязвонкогоиглухогосогласного? -
Дать характеристику звуку поможет лента букв. Рассмотрителентубукв,обратитевниманиенато,каквнейобозначеныраз-ныезвуки.
-
Налентеоченьхорошовидно,какиезвукиобозначаютбуквы.Напри-мер,буква«эн»обозначаетдвазвука–твёрдый[н]имягкий[н’].Поэтомупрямоугольникдвухцветов–синегоизелёного.Этизвукизвонкие,поэто-мусверху–колокольчик.Всезвукивверхнемрядузвонкие,авнижнем
– глухие.Буква«жэ»обозначаетодинзвук–твёрдыйзвук[ж].Поэто-му прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук. Особоевнимание надо обратить на йотированные гласные. Буквы я, ё, ю, емогутобозначатьдвазвукаилиодин.Еслионистоятвначалеслова
или после гласного, они обозначают два звука: я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у],е[й’э]. Послесогласногозвукаониобозначаютодинзвук:я[а],ё[о],ю[у],е [э].
– Рассмотритеобразецсоставлениясхемы:
Составим схему слова Яна.
-
Делим слово на слоги. Я – на
В этом слове два слога.
-
Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’]
-
мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.
-
Ставим разделительную черту после первого слога. Второй слог
-
на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.
-
Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. �тобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на вто- рой слог. -
Обозначаем звуки буквами.
Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я. Звук [н] обозначают буквой “эн”.
Звук [а] обозначают буквой а.
(Всеусловныеобозначениязвуковвстатьевзятыизпрограммы
«ШколаРоссии»)
-
Проанализируйте фрагмент урока, определите, на каком этапеобучения он проведен. Какое место в процессе урока отведеноработесосхемами,каконипозволяюторганизоватьработу.
-
Формирование новых знаний, умений и навыков. На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
-
Звуко-буквенный а н а л и з слова аист.
-
Беседа с учащимися по вопросам:
-
Давайте произнесем слово аистхором. -
Запишем схему этого слова: -
Сколько слогов в этом слове? (Два.) -
Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите? Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и дела-
ют вывод, что он состоит из одного звука.
-
Произнесите второй слог. (-ист.) -
Сколько в нем звуков? (Три.) -
Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.) -
Какой первый звук? (иии.) -
Какой второй? (ссс.) -
Какой третий? (т.) -
Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.) -
Сколько в первом слоге? (Один.) -
Сколько во втором? (Три.)
Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки рас- полагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
-
Какой слог ударный? (Первый.)
-
Представление о гласных и согласных звуках. Учитель. Произнесите слово аист.
-
Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последне-
го?
Варианты ответов детей.
-
При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встреча-
ет никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через пре- граду, называются согласными.
Постановка целей и задач урока.
-
Работа со схемами.
Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обоз- начение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квад- ратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
Физкультминутка
-
Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы по картинке: с. 16–17.
-
Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.) -
Произнесите первый звук. ([и].) -
�то можете о нем сказать? (Онгласный.) -
Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.) -
Произнесите второй слог. (-ва.) -
Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.) -
Какой гласный? (Звук[a].)
Слово учителя. В слоге -вадва звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог на- чинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слия-нием.
Примечание. Аналогичная работа проводится со словом осы.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
-
Закрепление пройденного материала. Работа по учебнику: с. 16.
-
А н а л и з слова куры. В о п р о с ы и з а д а н и я :
-
Кто это? (Куры.) -
Сколько слогов в слове куры? (Два.) -
Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услы- шали? (Два.) Назовите их. -
Произнесите первый слог. (Ку-.) -
�то можете о нем сказать? (Двазвука,которыеобразовалислияниесогласногос гласным.) -
Произнесите второй слог. (-ры.) -
�то можете сказать о нем? (Двазвука,которыеобразовалислияниесогласногос гласным.) -
Составим с х е м у данного слова: