ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1294
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Ц е л и: закрепить знание актуального теоретического материала; дать представление о действительных и стра- дательных причастиях; учить находить действительные и страдательные причастия в тексте.
Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательных целей. Структурирование знаний. Комму- никативные УУД. Умение вступать в учебное сотрудни- чество с учителями и сверстниками.
Ход урока
-
Постановка целей урока. Ученики озвучивают свои варианты целей, сравнивают с теми, которые сформули- рованы учителем и записаны на доске. -
Проверка домашнего задания. Проверочная работа на знание теории «Допиши предложение».
Причастие — это…
Причастия бывают … вида, … времени. Определяемое существительное — это… Зависимое слово — это…
Причастный оборот — это...
-
Освоение нового материала. Работа с § 16. В связи с тем что изучаемая тема с трудом усваивается школьни- ками, рекомендуется представить информацию целостно и системно в виде таблицы, где отмечены все суффиксы, характерные для действительных и страдательных прича- стий настоящего и прошедшего времени.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Обозначают признак предмета, который сам совершает дей- ствие | Обозначают признак пред- мета, который испытывает на себе действие со сторо- ны другого предмета |
Продолжение
Действительные причастия | Страдательные причастия | |
Наст. вр. | -ущ- (-ющ-) — I спр. -ащ- (-ящ-) — II спр. несущий, поющий, дер- жащий,смотрящий | -ом- (-ем-) — I спр. -им- — II спр. ведомый, читаемый, гони- мый |
Прош. вр. | Основа на гласный — -вш- Основа на согласный — -ш- прочитавший, нёсший | -ен(н)-, -н(н)-, -т- увиденный, унесённый, про- читанный, вышитый |
-
Активизация и закрепление изученного. Упр. 99. Комментированное письмо. Упр. 100. Устное обсуждение, письменное выполнение. -
Домашнее задание. § 16. Упр. 101.
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Ц е л и: показать различие между полной и краткой формой страдательных причастий; учить различать фор- мы кратких причастий и кратких прилагательных; совер- шенствовать навыки грамотного письма.
Личностные УУД. Самоопределение личности в кол- лективе. Познавательные УУД. Поиск и выделение не- обходимой информации. Коммуникативные УУД. Осу- ществление эффективного учебного сотрудничества с учи- телями и сверстниками.
Ход урока
-
Самостоятельная работа. Ученики, списывая текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, рас- крывают скобки; после этого выполняют синтаксический разбор одного-двух предложений (по выбору учителя).
Одна из францу..ских фирм нач..ла выпуск ул..чных фонарей р..ботающих от солнца и ветра. (Не)большой ве- тряк с верт..кальной осью уст..новленный на верхушке ф..нарного столба даёт до 400 ватт энергии. Дополнитель- но на ф..наре установлена солнечная б..тарея. Энергия от этих двух источников запасается в аккумуляторах находящ..хся (в)нутри столба. С наступлен..ем темноты состоящ..й из белых светодиодов ф..нарь автом..тически включается. Срок службы такого ул..чного осв..тительно- го устройства сто тысяч.. часов. (По материалам журнала
«Наука и жизнь»)
-
Проверка домашнего задания. Один ученик зачи- тывает по тетради упр. 101. В это время второй ученик выписывает из данного текста причастия, определяет их как действительные и страдательные. Затем текст проеци- руется на экран и класс участвует в проверке задания. -
Освоение нового материала. Семиклассники чита- ют § 17, отвечают на вопросы. Дополнительно учитель по- ясняет сущность изучаемого лингвистического явления (в краткой форме прилагательных и причастий происхо- дит усечение окончания), подчёркивает, что действитель- ные причастия краткой формы не образуют, также сооб- щает, что причастия в краткой форме не изменяются по падежам. Различение кратких причастий и прилагатель- ных необходимо для грамотного написания слов. -
Опознавание страдательных причастий. Выписы- вают причастия в столбик, затем получают задание обра- зовать от них краткую или полную форму. (Гонимый — гоним; томим — томимый. Родимой, тихим, строгим — прилагательные; задремавшую — действительное при- частие.)
-
Дубовый листок оторвался от ветки родимой Ивстепьукатился,жестокоюбурейгонимый…
(М. Лермонтов)
-
Духовной жаждоютомим,
В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился. (А. Пушкин)
-
Я хочу быть тихим и строгим.Я молчанью у звёзд учусь. Хорошо ивняком придороге
Сторожить задремавшую Русь. (С. Есенин)
-
Работа с учебником. Упр. 103. Комментированное письмо. -
Домашнее задание. § 17. Упр. 104.
Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Ц е л и: вспомнить определение спряжений и правопи- сание личных окончаний глаголов; познакомить с право- писанием гласных в суффиксах действительных прича- стий настоящего времени; учить образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени.
Личностные УУД. Самоопределение личности в кол- лективе. Познавательные УУД. Умение соотносить акту- альное и ранее изученное. Анализ объектов. Коммуника- тивные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Проверка упр. 104. Форма учебной деятельности — игра «Эксперт». Задания для учащихся:
-
Назовите слова с орфограммами — гласные и соглас- ные буквы в приставках. (Растрёпаны, распахнутый.) -
Назовите слова с орфограммами — согласные буквы в корне. (Крепкое, крепко.) -
Назовите слова с орфограммами — безударные глас- ные буквы в корне. (Пиджак, довольно, прямым.) -
Назовите слова с орфограммами — гласные буквы в окончаниях разных частей речи. (Рыжем, надетом, на вороте рубахи, с карточки, добрым, рубашки.) -
Объясните пропущенные запятые.
-
Освоение нового материала. Учащиеся получают задание определить спряжение глаголов бегать, бежать, стелить, застелить, передать, давать, пищать, вы- терпеть, удивить, лелеять, клеить. Рассматривают та- блицу к § 18. Отвечают на вопросы. -
Активизация и закрепление изученного. Упр. 106. Комментированное письмо. Упр. 107. Самостоятельная за- пись с последующей взаимопроверкой. Упр. 108. Устное выполнение. -
Домашнее задание. § 18. Упр. 110.
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Ц е л и: расширить представление о действительных причастиях прошедшего времени; учить находить их в тексте; учить образовывать от глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Личностные УУД. Самоопределение личности в кол- лективе. Познавательные УУД. Поиск и выделение не- обходимой информации. Построение речевого высказыва- ния. Контроль и оценка результатов деятельности. Ком- муникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания. Устный ответ по § 18. Упр. 110, с объяснением значения данных ниже слов.
Стрепет, дрохва (имеется в виду дрофа) — степные птицы.
Трое учеников записывают на доске слова: 1) с орфо- граммами — гласные буквы в окончаниях; 2) с орфограм- мами — гласные и согласные буквы в суффиксах; 3) остав- шиеся слова с орфограммами других типов. По окончании проверки учитель спрашивает некоторых учеников, какие исправления были внесены в домашнюю работу.
-
Диктант с взаимопроверкой.
За чернеющим лесом; с любящими родителями; пе- стреющий луг; участвующая в соревнованиях; умничаю- щий студент; зависящий от мнения окружающих; раз- вивающаяся личность; развевающийся шарф; тревожа- щуюся бабушку; под мелко сеющим дождём.
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 19. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Работа с текстом. Семиклассники списывают текст. Один ученик у доски называет действительные причастия прошедшего времени, объясняет постановку знаков, вы- полняет синтаксический разбор предложения по выбору учителя. После выполнения заданий учитель обращает внимание учащихся на разницу значений слов скрытость и скрытность.
6 Белый медведь ост..рожный зверь, скрытный*. Но он очень любопытный говорит зоолог изучавший животных на острове Врангеля. Ночью осмелевшие медведи по..ходили к в..гончику уч..ных и жадно втяг..вали (не)знакомый воздух человеческого ж..лища. (Из журнала «Гео»)
-
Скрытный — 1. Скрывающий свой мысли, чувства, намере- ния. 2. Не обнаруживающий себя (о характере).
Скрытый