Файл: Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк 74. 268. 1Рус К28 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок 4. Лексика и фразеология

Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов

Урок 6. Орфография.

Урок 7. Словообразование и орфография.

Урок 8. Словообразование и орфография.

Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.

Урок 11. Морфологический разбор глагола.

Урок 12. Сочинение по картине

Урок 13. Контрольный диктант

Тексты и стили

Урок 14. Текст

Урок 15. Диалог. Виды диалогов

Урок 16. Стили литературного языка

Урок 17. Публицистический стиль

Морфология и орфография.

Урок 18. Причастие как часть речи

Урок 19. Склонение причастий

Уроки 20—21. Причастный оборот

Уроки 22—23. Описание внешности человека

Урок 24. Действительные и страдательные причастия

Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени

Урок 28. Изложение от третьего лица

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уроки 32—34. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Уроки 37—38. Выборочное изложение

Урок 39. Морфологический разбор причастия

Урок 40. Контрольный диктант

Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание

Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»

Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»

Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»

Урок 50. Контрольный диктант

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок 54. Раздельное написание не

Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок 57. Употребление в речи причастных

Урок 58. Морфологический разбор деепричастия

Урок 59. Обобщение изученного по теме

Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»

Урок 61. Контрольный диктант

Урок 62. Наречие как часть речи

Уроки 63—64. Разряды наречий

Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова

Урок 67. Степени сравнения наречий

Урок 68. Морфологический разбор наречия

Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение

Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание

отрицательных наречий

Уроки 74—75. Одна и две буквы н

Урок 76. Контрольный диктант

Урок 77. Описание действий

Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях

Уроки 85—86. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»

Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»

Урок 90. Контрольный диктант

Урок 91. Учебно-научная речь

Урок 92. Учебный доклад

Урок 94. Морфологический разбор категории состояния

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи

Урок 98. Предлог как часть речи

Урок 99. Употребление предлогов

Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги

Урок 102. Простые и составные предлоги

Урок 103. Морфологический разбор предлога

Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок 106. Союз как часть речи

Урок 107. Простые и составные союзы

Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок 111. Сочинительные союзы

Урок 112. Подчинительные союзы

Урок 113. Морфологический разбор союза

Урок 114. Сочинение-рассуждение

Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах

Урок 117. Контрольный диктант

Урок 118. Частица как часть речи

Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами

Урок 122. Смысловые частицы

Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц

Урок 124. Морфологический разбор частицы

Урок 125. Отрицательные частицы не и ни

Урок 126. Различие частицы не и приставки не-

Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

Урок 129. Контрольный диктант

Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Урок 131. Разделы науки о русском языке.

Урок 132. Фонетика. Графика

Урок 133. Лексика и фразеология

Урок 134. Морфемика. Словообразование

Уроки 135—136. Морфология и орфография

Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация

Урок 139. Контрольный диктант

Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову

Литература

Содержание

— внешне не заметный или ещё не проявившийся (о каком-либо признаке, обстоятельстве).

  1. Творческий диктант. Учащиеся восстанавливают текст по ключевым словам, предварительно ответив на во- прос:

    • Можно ли по опорным словам определить функцио- нально-смысловой тип будущего текста?

Случайно открывшееся окно; любопытная медведица; белеющая в темноте голова; исследователь проснулся и увидел; попавшееся под руку; отхлестал шерстяным но- ском; отпрянувшая** медведица.

** Отпрянувшая — быстрым резким движением отодвинувшая- ся, отскочившая.

  1. Домашнее задание. § 19. Упр. 113. Дополнительно: подготовиться к изложению по упр. 116.




Урок 28. Изложение от третьего лица


Ц е л и: учить излагать текст от третьего лица; учить использовать в тексте причастия; развивать письменную речь учащихся.

Личностные УУД. Формирование нравственных оcнов личности. Познавательные УУД. Поиск и выделение не- обходимой информации. Расширение круга фоновых зна- ний учащихся. Коммуникативные УУД. Умение с доста- точной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока


    1. Рассказ о жизни в Ясной Поляне. Слово учи- т е л я. Л. Н. Толстой проживал с большой семьёй в име- нии Ясная Поляна (Тульская обл.). Это была традицион- ная жизнь обитателей дворянской усадьбы. Летом купа- лись, ходили за грибами, ездили на охоту. В любое время года с удовольствием разыгрывали пьесы, театральные сценки, сами изготавливали костюмы для этого. В доме звучала музыка; играли на скрипке, на фортепьяно.

Обитатели усадьбы много трудились. Софья Андреевна, жена писателя, управляла большим хозяйством, руково- дила жизнью усадьбы, помогала Льву Николаевичу в ли- тературном и общественном труде. В семье было восемь детей — пятеро мальчиков и три девочки. Дети получали домашнее образование, много учились.

Вот запись 14-летней Татьяны, старшей среди девочек:

«26 ноября. Утром рисовала с учителем подошву. Очень трудно сделать хорошенько тени. Эту неделю я не полу- чила ни одной единицы и ни одной двойки. Целые два часа после урока рисования я сидела и пробовала сде- лать задачу на правила процентов и наконец толькопри помощи папаL решила её». В 18 лет она должна была присматривать за младшими и самостоятельно учить их.

«После завтрака я учила Машу и Веру английскому; пи- шутониобеужасно!Верасделала

встраницеошибок25, иМашанемногимменьше.Трудныйязыканглийский!»

Татьяна была любимицей отца, его помощницей. Она переписывала его рукописи, отвечала на письма, впослед- ствии стала автором нескольких книг воспоминаний об отце, о жизни семьи. С четырнадцати и в течение сорока лет она вела дневник. Воспоминания и дневники Татьяны Львовны изданы и в России, и за рубежом.

    1. Проверка домашнего задания. Ученики определяют тему и основную мысль текста, зачитывают составленный план, называют причастия. Учитель напоминает, что из- меняется в тексте при изложении от третьего лица: 1) воз- никает необходимость называть рассказчицу (Т. Л. Сухо- тина, дочь Л. Н. Толстого, дочь писателя, она); 2) тре- буется заменить местоимения мы, нас, нашей словами дети,братьяисёстрыТ.Л.Сухотиной,детиписателя.
    2. Написание изложения.

Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


Ц е л и: учить находить в тексте страдательные прича- стия настоящего времени; познакомить с правописанием гласных в суффиксах таких причастий; учить применять освоенное правило.

Личностные УУД. Самоопределение личности в кол- лективе. Познавательные УУД. Структурирование зна- ний. Извлечение необходимой информации из учебных текстов. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Ответ по § 19. Упр. 113 (по цепочке).

  2. Освоение нового материала. Знакомство с таблицей в § 20. Один учащийся задаёт вопросы по изучаемой теме, остальные отвечают.

Дополнительный вопрос учителя:


    • Почему, изучая тему «Причастие», приходится вспоминать сведения о глаголах? (Чтобы правильно вы- делять и писать суффиксы причастий, нужно знать, от какого глагола образовано причастие.)

  1. Активизация и закрепление изученного. Упр. 117. Комментированное письмо. Упр. 118. Работа устно, затем запись составленных предложений. Упр. 119. Выполняет- ся самостоятельно с последующей проверкой по образцу. Упр. 120 (устно).

  2. Словарная работа. Выписываются слова из рамок 15—20).

  • Силуэт — 1. Одноцветное контурное изображение чего-либо.

  1. Очертания чего-либо виднеющегося вдали.

  1. Домашнее задание. § 20. Упр. 122. Выучить словар- ные слова.

Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени


Ц е л и: расширить представление о страдательных при- частиях прошедшего времени; систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях.

Личностные УУД. Осознанное отношение к учебному предмету. Формирование нравственных оснований лично- сти. Познавательные УУД.Самостоятельное достраива- ние предложений с восполнением недостающих компонен- тов. Извлечение необходимой информации. Коммуника- тивные УУД. Умение формулировать вопросы.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа. Дополняются предложения (устно):

Все причастия по значению делятся на ... Действительные причастия обозначают признак…

В образовании действительных причастий настоя- щего времени участвуют суффиксы…

Написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависит от…

Страдательные причастия обозначают признак… Написание гласных в суффиксах страдательных при-

частий настоящего времени зависит от…

Один ученик является экспертом по упр. 122. Класс задаёт ему вопросы о написании того или иного слова, об условиях выбора орфограммы, просит назвать слова с суффиксом -ем-, слова с суффиксом -ющ-.

  1. Словарный диктант. Слова записаны в столбик на доске:

6 1-й вариант: снима..щийся с як..ря; пр..держать открыва..- щуюся к..литку; вер..щий в (сч, щ)астье; с утра б..здельнича..щий; пр..сутству..щий на собран..и; кле..щий г..рлянду; та..щий в дым- ке п..йзаж; выд..ля..щаяся красотой б..р..ста; (ни)чего не знач..- щая оценка; в..роча..мый с усил..ем; отмеча..мый в журнале; тревож..мый обст..ятельствами; удержива..мый от п..ступка.

6 2-й вариант: двига..щийся по пр..мой; помн..щий о р..- дителях; вывалива..щийся из рук п..кет; затева..щий ссору; пряч..щийся за к..ло(н, нн)у; тревож..щая душу музыка; движ..- щийся в туман.. п..ром; вп..чатля..щий п..ртрет; оглуша..мый грох..том; склеива..мый учен..ком; знач..мый для пр..сутству..- щих; отдава..мый без сож..ления; слыш..мый кем(то).