ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1281
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5—6 классах
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов
Урок 7. Словообразование и орфография.
Урок 8. Словообразование и орфография.
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных.
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений.
Урок 11. Морфологический разбор глагола.
Урок 15. Диалог. Виды диалогов
Урок 16. Стили литературного языка
Урок 17. Публицистический стиль
Урок 18. Причастие как часть речи
Уроки 20—21. Причастный оборот
Уроки 22—23. Описание внешности человека
Урок 24. Действительные и страдательные причастия
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 28. Изложение от третьего лица
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени
Урок 31. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Урок 39. Морфологический разбор причастия
Уроки 41—42. Слитное и раздельное написание
Уроки 43—44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Уроки 45—46. Сочинение «Успешный телеведущий»
Уроки 47—48. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие»
Урок 51. Деепричастие как часть речи
Уроки 52—53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 54. Раздельное написание не
Уроки 55—56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Урок 57. Употребление в речи причастных
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия
Урок 59. Обобщение изученного по теме
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие»
Урок 62. Наречие как часть речи
Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова
Урок 67. Степени сравнения наречий
Урок 68. Морфологический разбор наречия
Уроки 69—70. Сочинение-рассуждение
Уроки 71—72. Слитное и раздельное написание
Уроки 74—75. Одна и две буквы н
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Уроки 79—80. Буквы о и а на конце наречий
Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
Уроки 83—84. Дефис между частями слова в наречиях
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие»
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие»
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи
Урок 98. Предлог как часть речи
Урок 99. Употребление предлогов
Уроки 100—101. Непроизводные и производные предлоги
Урок 102. Простые и составные предлоги
Урок 103. Морфологический разбор предлога
Уроки 104—105. Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок 107. Простые и составные союзы
Уроки 108—109. Союзы сочинительные и подчинительные
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок 112. Подчинительные союзы
Урок 113. Морфологический разбор союза
Урок 114. Сочинение-рассуждение
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах
Урок 118. Частица как часть речи
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Уроки 120—121. Работа над вымышленными рассказами
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц
Урок 124. Морфологический разбор частицы
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни
Урок 126. Различие частицы не и приставки не-
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах
Урок 131. Разделы науки о русском языке.
Урок 133. Лексика и фразеология
Урок 134. Морфемика. Словообразование
Уроки 135—136. Морфология и орфография
Уроки 137—138. Синтаксис и пунктуация
Уроки 35—36. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Ц е л и: учить различать краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные; учить грамотно писать н и нн в суффиксах кратких причастий и кратких отглаголь- ных прилагательных; систематизировать знания о написа- нии н и нн в разных частях речи.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Поиск и выделение необходимой ин- формации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточ- ной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход уроков
-
Лингвистическая разминка. Учитель сообщает, что для усвоения нового материала нужно уметь различать причастия и отглагольные прилагательные. Учащиеся от- вечают на вопросы:
-
Как отличить отглагольное прилагательное от при- частия? (Отглагольное прилагательное образовано от бес- приставочного глагола несовершенного вида, не имеет при себе зависимых слов.) -
Как определить принадлежность прилагательного, причастия к полной или краткой форме? (Полная и крат- кая формы определяются по характеру окончания. Если окончание состоит из двух и более букв, то такая форма считается полной. Если прилагательное имеет окончание, состоящее из одной буквы, или нулевое окончание, то та- кая форма считается краткой.)
Учащиеся записывают слова, употреблённые в полной и краткой формах, определяют, к каким частям речи они относятся, выделяют окончания. В процессе выполнения
вспоминают, что среди причастий только страдательные имеют краткую форму.
Т..лантливый артист; человек весел; хорош гусь; сва- ре..ный в с..ропе; стриже..ный пудель; изобр..жение пере- вёрнуто; пылающий костёр; сделано на совесть.
-
Проверка домашнего задания. Упр. 139 (выбороч- ное чтение).
Фронтальный опрос:
-
От чего зависит написание н и нн в суффиксах при- лагательных? -
Назовите условия выбора н и нн в суффиксах стра- дательных причастий. -
Сколько н пишется в суффиксах отглагольных при- лагательных?
-
Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24. Дополнительно учитель отмечает, что если слово с изуча- емой орфограммой стоит в краткой форме и имеет при себе зависимое слово, то это причастие, в котором пишет- ся одна н. Краткие прилагательные, в которых пишется нн, чаще всего называют эмоциональное, интеллектуаль- ное состояние человека. -
Активизация и закрепление изученного.
-
Словарный диктант. Ученики выходят к доске по очереди, записывают по 2—3 словосочетания, обозначают условия выбора орфограмм.
Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка груст- на, рассеянна; встреча устроена; территория благо- устроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны, избалованны; начитана на диктофон; избалованы вни- манием;погодаветрена;онаветренна,несобранна.
-
Работа с учебником. Упр. 142, 143. Комментирован- ное письмо. Упр. 148. Устно; записывают составленные предложения. Упр. 149. Выполняют самостоятельно с по- следующей проверкой.
-
Самостоятельная работа. Ученики получают зада- ние списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить написание н и нн в прилагательных и причастиях.
6 Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где теп- ло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..- ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висе- ли окута..ные марлей.
Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комна-
там. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный сне- гом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сто- рон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами. (По А. Н. Толстому)
-
Тестовые задани я.
-
К какой части речи относятся выделенные в предложениях слова?
а) Незнакомец оказался раненным в ногу.
б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.
в) Замасленные олифой руки оттирались только пе- ском.
г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых
блинов.
-
В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна буква н?
а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..- ный ремень, улица украше..на
б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на
в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на
г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната укра- ше..на
-
В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук- вы н?
а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь
б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на
в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь
г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выпол- не..ное обещание, выкова..ное изделие
-
Домашнее задание. Урок 35. § 24. Упр. 144. Урок 36. Написать сочинение-убеждение (упр. 145) «Ува- жайте самих себя!».
Уроки 37—38. Выборочное изложение
Ц е л и: учиться выбирать материал из текста в соот- ветствии с поставленной задачей; совершенствовать уме- ние письменно излагать текст по памяти.
Личностные УУД. Оценивание содержания с нрав- ственной и эстетической позиций. Познавательные УУД. Поиск и отбор информации. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Вариант урока 1
-
Вступительное слово учителя. Учитель напоминает, что при написании выборочного изложения не нужно под- робно пересказывать весь текст. Выбирается лишь инфор- мация, которая раскрывает указанную тему. Текст пере- сказывается от третьего лица. Для написания изложения на уроке предлагаются темы, связанные с описанием внешности персонажей, — «Портрет мальчика и мужчи- ны», «Отец», «Сын». -
Работа с текстом. Ученики находят слова со звёз- дочками (хутор, кисет), узнают значение в словаре. Отвечающий выразительно читает текст.
-
Какова тема текста? О чём задумывается автор? (В тексте описана встреча рассказчика с мужчиной и мальчиком. Автор замечает контраст во внешности взрос- лого и ребёнка; удивляется человеческому портрету, тому, как прожитое читается во взгляде; задумывается, на- сколько удивительна судьба каждого человека.) -
Определите тип речи текста. (Повествование с эле- ментами описания.) -
Определите стиль текста. (Художественный с эле- ментами разговорного в диалогах.) -
Какими художественными приёмами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушённо, неизбывной смертнойтоской. Сравнения: светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пе- плом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффикса- ми: небушко, баском, сынок, ручонку. Риторические во- просы: Видаливыкогда-нибудьглаза…; диалоги.) -
Значение каких слов в тексте вам непонятно? -
Как вы представляете себе длиннополую курточку, подбитую лёгкой, поношеннойцигейкой?
Учитель сообщает, что это верхняя одежда, курточка, возможно, до колен, подшитая снизу гладким овечьим мехом.
Если время позволяет, можно организовать работу со словарём.
-
Цигейка — мех, выделываемый из шкуры овец цигайской по- роды; гладкий, мягкий. -
Подбитый от глаг. подбить — подшить с изнанки, сделать подкладку из чего-либо. -
Длиннополый, т. е. с длинными поUлами. ПолаU — одна из по- ловин распахивающейся спереди одежды.
-
Составление плана описания внешности. Заполня- ется таблица.
| Мальчик, сын | Мужчина, отец |
Рост | маленький, лет пяти илишести | брёл высокий, сутуло- ватый; сидя сгорбился |
Продолжение
| Мальчик, сын | Мужчина, отец |
Руки | розовая холодная ручон- ка | большая, чёрствая рука; положил на коле- ни тёмные руки |
Глаза | светлые, как небушко, белёсые брови | словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской; в них трудно смотреть |
Одежда | просто, но добротно; длиннополая курточка, подбитая лёгкой, поно- шенной цигейкой; кро- хотные сапожки с рас- чётом; искусный шов нарукаве | |
Учитель обращает внимание учеников на написание слов расчёт, искусный, шов, ручонка, цигейка. Учащиеся объясняют написание слов с нн: длиннополая, поношен- ной, присыпанные, наполненные. При необходимости про- говаривается (в форме беседы), с чего начинается изложе- ние, что пишется в основной части и чем заканчивается.