Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1776

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

детейвочередивМДОУ,чел.,на01.09.соответствующегогода




2016

2017

2018

2019

2020

Число детей в очереди, чел

6426

7134

7034

6158

4796

Лунатика, YtY, %%

-

11%

-1%

-12%

-22%

Потребность Пскова в новых ДОУ допустимо прогнозировать с учетом следующих факторов:

  • прогноз роста рождаемости (рост рождаемости возможен, но в ближайшие





5 В 2019 году завершилось строительство двух детских садов, каждый на 270 мест (ул. Балтийская, 11Б; Звёздная, 17Б), и пристройки к МБДОУ № 44 на 80 мест (ул. Народная, 51), ввод в эксплуатацию которых осуществляется в 2020 году.

два-три года крайне маловероятен);

  • текущий дефицит в 1800 мест;

  • высокий уровень износа капитальных строений существующих ДОУ, что потребует их вывода из эксплуатации6;

  • необходимость снижения нагрузки на персонал ДОУ7 для повышения качества и разнообразия услуг (некоторый нормативный избыток мест в ДОУ, если он и будет, позволит уделить больше внимания качеству услуг).

С учетом комплекса этих факторов потребность в новых ДОУ на период до 2030 года можно определить в 5000 мест или 15-20 ДОУ. В период 2021-2025 гг. возможно строительство 5 ДОУ.
Таблица 12 – Численность педагогических работников в организациях, осуществляющих
образовательнуюдеятельностьпообразовательнымпрограммамдошкольногообразования,присмотри уход задетьми,чел.




2017

2018

2019

Всего

1202

1214

1234

Воспитатели

909

896

913

Старшие воспитатели

52

63

51

Музыкальные руководители

65

63

67

Инструкторы по физической культуре

39

42

48

Учителя-логопеды

69

74

75

Учителя-дефектологи

17

18

18

Педагоги-психологи

28

35

40

Социальные педагоги

1

0

0

Педагоги-организаторы

1

0

0

Педагоги дополнительного образования

5

6

6

Другие педагогические работники

16

17

16

Общеобразовательныеучреждения

В 2019 году в школах Пскова обучался 25581 учащийся. Число учащихся за период 2015-2019 гг. увеличилось на 16%, т.е. ежегодно число учащихся увеличивалось на 750- 1000 человек. Темпы роста числа школьников превышали темпы роста числа мест в школах Пскова. За период 2015-2019 годов учащихся стало больше на 3518 человек, а число мест выросло на 1320. Как следствие, несмотря на рост

числа мест в школах, число и доля учащихся во вторую смену только растет.

Пскову для перехода на односменный режим обучения8 уже не хватает около 5500- 6000 мест в школах. При этом для развивающихся районов Пскова проблема школы стоит еще острее: в 2019 году в Завеличьи в 9 школах на 12463 учащихся 29% обучалось во





6 Проблема высокого уровня износа капитальных строений существующих ДОУ связана с тем, что в течение 20 лет в период с 1996 по 2016 годы в Пскове не было построено ни одного нового ДОУ.

7 За последние три года нагрузка на педагогического сотрудника ДОУ (число детей, посещающих ДОУ, см. Табл. 10, н на одного педагогического работника, см. Табл. 12) возросла на 7,4%, а если брать только категорию «воспитатели», то на 10%.

8 Целевой показатель 100% обучения в одну (первую) смену, определённый Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р и Генеральным планом г. Псков на период до 2025 года.

вторую смену. Завеличье, с точки зрения нехватки мест в образовательных учреждениях (школах и ДОУ), самый проблемный микрорайон Пскова. Проблема обостряется в связи с особенностями структуры жителей микрорайона, среди которых значительна доля семей военнослужащих, имеющих детей и приоритеты по устройству детей в общеобразовательные учреждения.

В 2019 году 5803 учащихся вынуждены были учиться во вторую
смену. Следовательно, для решения задачи перевода всех учащихся школ Пскова на обучение в одну смену до 2025 года необходимо строительство новых школ. По существующим планам проведена привязка проекта новой школы на 825 мест (проект ожидает финансирования). В 2022 году планируется строительство новой школы на 1350 мест (Борисовичи). Кроме того, в планах строительство школы в Запсковье, в районе улицы Юности на 1300-1400 мест. В качестве одного из мест строительства еще одной школы в Завеличье можно рассматривать имеющиеся в микрорайоне земли Министерства обороны РФ.


Рисунок13Динамикачислаучащихсяшкол г.Псков,чел.
Таблица13Динамикачислаучащихсяимествмуниципальныхшколах




2015

2016

2017

2018

2019

Мест в школах

21500

21500

21500

22820

22820

Учащихся, чел.

22063

23045

24114

24868

25581

в т. ч. во вторую смену, чел.

4918

4910

4943

5340

5803

%% во вторую смену

23

21,3

20

21,5

23


Доля учащихся среди жителей Пскова незначительно выше, чем в среднем по административным центрам соседних областей (см. Рис. 14). Нехватка мест в школах Пскова это, прежде всего, инфраструктурная проблема Пскова, а не особенности демографической ситуации.




Рисунок14Числоучащихсявшколахна1000жителей –расчетавторов
Кроме переполненности, а наличие второй смены есть следствие именно переполненности, в школах Пскова есть