Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 876
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
чного запоминания их школьниками.
Схема разбора:
а) найти в тексте орфограммы, выделить их;
б) сформулировать правила, привести примеры, назвать исключения и т.п.
Орфографический разбор необходимо производить систематически, но не стоит затрачивать на него более 10 минут на уроке.
Работа с орфографическим словарем. Подбор слов с определен- ной орфограммой, подбор родственных слов.
Словарно-орфографические упражнения, целью которых являет- ся помочь обучающимся усвоить правописание слов.
-
Подберите примеры упражнений из школьных учебников (по вы-бору)сиспользованиемразныхвидовсписывания.Прокомменти-руйте задания к этим упражнениям. Какие орфограммы отра-батываютсявпроцессевыполненияданныхупражнений. -
Формированию какого умения служит упражнение на списыва-ние со вставкой пропущенных букв? Правильно ли, если это видупражненийпреобладаетвсистемеобучения. -
Назовитевидыупражнений,направленныхнаобучениепримене-ниюправил. В чемих сущность?
Вопросы и задания
-
Изучите принципы русской орфографии. Опираясь на принци- пы, попытайтесь обосновать трудности, с которыми встречаются школьники, изучающие правописание в начальной школе. -
Составьте перечень типов орфограмм, которые учащиеся IV клас- са могут проверить (укажите программу и учебники). -
Составьте текст контрольного словарного диктанта для 4 класса в конце года. В тексте диктанта подчеркните и прокомментируйте все орфограммы. -
Сконструируйте и представьте в виде макетов три наглядных по- собия по обучению орфографии в начальных классах. -
Проанализируйте, как связаны между собой понятия «орфогра- фические умения» и «орфографический навык»? В чем сущность и какова значимость каждого из орфографических умений? -
Прокомментируйте, какое содержание вкладывается в понятие
«орфографическая зоркость»? Определите условия ее формиро- вания у младших школьников?
-
Выявите, какие требования предъявляются к методике знакомства с правилом и к работе над ним? -
Простое списывание довольно широкое применение находит на
первой ступени и используется оно с целью научить детей списы- вать предложенный текст без ошибок. Проанализируйте предло- женный алгоритм списывания:
-
Прочитайпредложение,чтобыпонятьизапомнитьего. -
Повторипредложение,неглядявтекст,чтобыпроверить,запомниллиего. -
Выделиорфограммывсписываемомтексте. -
Прочитайпредложениетак,какононаписано(какбудешьсебедиктовать вовремяписьма). -
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь егописать. -
Пиши,диктуясебетак,какпроговаривалпоследниедвараза. -
Проверьнаписанное:
а)читайто,чтонаписал,отмечаядужкамислоги;б)подчеркниорфограммывнаписанном;
в)сверькаждуюорфограммусисходнымтекстом.
-
Сделайте выводы о том, какие УУД формируются при списыва- нии. -
Сравните, как представлены материалы по орфографии в УМК для начальной школы. Заполните таблицу.
Рамзаева Т.Г. «РИТМ. «Класси- ческая начальная школа». | Иванов С. В. «Начальная школа 21 века» | �уракова Н.А. «Перспективная начальная школ» | Соловейчик М.С. «Гармония» | Канакина В.П. «Школа России» |
| | | | |
-
Докажите, что основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются:
а) знание детьми признаков основных орфограмм; б) развитое умение слышать звучащее слово;
в) систематическая направленная тренировка в нахождении ор- фограмм, т.е. в постановке орфографических задач.
-
Письмо «с дырками» может быть двух видов:
а) пропуски делаются везде, где есть орфограммы, т.е. объектив- ных критериев;
б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в бук- ве, т.е. на основе субъективной оценки.
-
Объясните, почему второй способ без отработки первого не принесет желаемых результатов. -
Объясните значимость этого приема, его преимущества перед традиционным заданием: запишите и подчеркните орфограммы (См. характеристику приема на с. 144–145 пособия № 26). -
Влиять на развитие орфографической зоркости и орфографичес- кой памяти помогает СПИСЫВАНИЕ, проводимое по специаль- ной системе, разработанной П.С. Жедек (см. с. 145–150 пособия
№ 26) и вычлените среди ее элементов те, которые способствуют развитию именно
а) орфографической зоркости б) орфографической памяти.
Докажите, что этот вариант списывания вбирает в себя два традици- онных приема: списывание и письмо по памяти, – но при этом является более обучающим.
Опробуйте предлагаемую систему, списав в соответствии с ней 2-3 предложения.
-
Из предложенных вариантов работы при знакомстве с новым словарным словом выберите методически более целесообразные и на их основе разработайте 2–3 фрагмента уроков.
-
Слово предъявляется:
а) записанным с выделенной буквой, б) записанным с пропущенной букой,
в) звучащим для самостоятельной записи детьми с «дыркой».
-
После выяснения буквы слово записывается: а) под диктовку;
б) строго по правилам списывания (рассмотренным выше);
в) по заданию «правильно слышите» без дополнительных инс- трукций.
Литература
-
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012. -
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. -
Гордиенко, О.В. Современный средства оценивания результатов обучения [Текст]: практикум / О.В. Гордиенко. – Ярославль: «Ли- тера», 2011. – 132 с. -
Граф Т.А. Взаимосвязанное использование диктантов и тестов в обучении русской орфографии [Текст] // Современная филология:
материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 32–35.
-
Булохов В.Я. Поле орфограммы и его роль в формировании пра- вописной компетенции // Русский язык в школе. 2010; № 8; С. 30 -
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М.: «Академия», 2012. -
Шмелёв А.Д. Орфографические нормы и орфографические пра- вила // Русский язык в школе. 2009; № 9; С. 70. -
Шмелёв А.Д. Орфографические нормы и орфографические пра- вила // Русский язык в школе. 2009; № 9; С. 75.