ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2894
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Дать определение официнальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям.
6. Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.
7. Описание: таблетки, порошки, драже, капсулы, гранулы, карамели, пастилки.
8. Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже, пленки, пилюли.
Разбор материала занятия у доски:
1. Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,5 ацетилсалициловой кислоты (Acidumacetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
2. Выписать 50 таблеток «Никошпан» («Nicospanum») для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
3. Выписать порошок, состоящий из цинка окиси (Zincioxydum) и талька (Talcum) по 10 г в качестве присыпки пораженных участков кожи 2 раза в день.
4. Выписать 20 таблеток баралгина (Baraglinum). Назначить по 2 таблетке 2 раза в день при почечных коликах.
5. Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,02 фурацилина (Furacilinum). Назначить для полоскания, предварительно растворив 1 таблетку в 100 мл воды.
6. Выписать 20 г. мельчайшего порошка стрептоцида (Streptocidum) для нанесения на раневую поверхность.
7. Выписать 10 желатиновых капсул натрия вальпроата (Natrii valproat) в дозе 0,15. Назначить по 1 капсуле 2 раза в день.
8. Выписать 15 желатиновых эластичных капсул, содержащих по 1,0 масла касторового (OleumRicini). Принять все капсулы в течение 30 минут.
9. Выписать 30 пастилок «Септолете» («Septolete»). Назначить по 1 шт. каждые 2 ч, держа во рту до полного растворения при воспалительных заболеваниях рта.
10. Выписать 16 пастилок «Линкас» («Linkas»). Назначить прием через каждые 3 часа.
11. Выписать 50 драже «Ундевит» («Undevitum»). Назначить по 1 драже в сутки после еды с целью профилактики гиповитаминоза.
12. Выписать 100 драже «Ревит» («Revitum»). Назначить по 1 драже после еды в течение 2 месяцев при гиповитаминозах.
13. Выписать 20 капсул «Аевита» («Aevitum»). Назначить по 1 капсуле 3 раза в день.
14. Выписать 10 пакетиков по 3,0 г «АЦЦ 100» (ACC) в гранулах. Содержимое пакетика следует растворять в теплой воде, принимать после еды 3 раза в день.
15. Выписать 30 таблеток Флебодиа 600 (Flebodia), покрытых оболочкой. Назначить по 1 таблетке утром натощак.
Самостоятельная работа
Письменная контрольная работа по выписыванию рецептов.
Вариант 1
1. Выписать 10 таблеток угля активированного (Carbo activatus) по 0,5. Назначить по 2 г при диспепсии.
2. Выписать драже, содержащих аминазин (Aminazinum) по 0,025 № 10. Назначить по 1 драже 3 раза в день после еды.
3. 20 таблеток панкреатина (Pancreatinum) по 0,5, покрытые оболочкой. Внутрь по 1 таблетке 3 раза в день перед едой.
Вариант 2
1. Выписать 50 таблеток верапамила (Verapamilum) по 0,004. Назначить по одной таблетке три раза в день при легких формах стенокардии.
2. Выписать 20 драже фестала (Festal). Назначить по 1 драже во время еды, запивая небольшим количеством жидкости.
3. Выписать 40 порошков рифампицина (Rifampicinum) по 0,15 в желатиновых капсулах. Назначить внутрь по 2 капсуле 2 раза в день до еды.
Вариант 3
1. Выписать 20 таблеток супрастина (Suprastinum) по 0,25. Назначить по 1 таблетке 3 раза в день для лечения аллергического ринита.
2. Выписать 30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Назначить по 1 ст. ложке на прием, растворив в ½ стакана воды.
3. Выписать 16 пастилок Доктор МОМ (Doctor MOM). Назначить по 1 шт. каждые 2 ч, при фарингите, держа во рту до полного растворения.
Вариант 4
1. Выписать 50 таблеток циннаризина (Cinnarizine) по 0,25. Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды при нарушениях мозгового кровообращения.
2. Выписать 10 капсул доксициклина (Doxycyclini hydrochloridum) по 0,1. Назначить по одной капсуле два раза в день с интервалом 12 часов для лечения пневмонии.
3. Выписать 10,0 2% присыпки амиказола (Amicazolum) для нанесения на пораженные участки кожи.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, варианты заданий для письменной контрольной работы).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н., Фармакология. Р.Н. Аляутдин. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007, С. 559-567.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства, М., 201.
3. Харкевич Д.А., Фармакология. Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010, С. 686-697, С. 716 – 723.
б) дополнительная:
-
Фармакология с общей рецептурой: учеб. / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с. -
Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 3
Тема: «Рецептура жидких лекарственных форм»
Актуальность темы:
В своей многоцелевой практической деятельности провизор, прежде всего обязан проводить всестороннюю проверку рецепта. Он должен уметь работать с рецептом, т.е. анализировать, корректировать и комментировать рецепт. Ошибки в дозе, концентрации препарата, выписывание несовместимых лекарственных средств, несоблюдение технологии приготовления и хранения лекарств может иметь весьма печальные последствия для пациента. Следовательно, провизор должен иметь представление о написании рецептов на все лекарственные формы аптечного и заводского производства. Среди лекарственных форм, используемых в медицинской практике необходимо отметить жидкие лекарственные формы: растворы, эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, экстракты, микстуры, линименты, аэрозоли и прочие.
Цель занятия:
Сформировать у студентов знания о жидких лекарственных формах препаратов, правилах выписывания рецептов и умение проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- определение, классификацию и характеристику жидких лекарственных форм;
- правила написания различных прописей рецептов;
- знать преимущества и недостатки жидких лекарственных форм.
Уметь:
- выписывать, исследовать, анализировать и корректировать рецепты на жидкие лекарственные формы;
- проводить расчет доз при оформлении рецептов.
Владеть:
- навыками работы со справочной литературой;
- навыками контроля правильности выписывания и коррекции рецепта;
- навыками расчета доз с учетом массы тела и возраста больного;
- навыками подачи информации о лекарственном средстве с учетом того, для какого потребителя она предоставлена (институционного или конечного);
- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение в фармакологию».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием материала лекции, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа);
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс - опрос | 10 мин 10 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний | 5 мин |
4. Разбор теоретических вопросов темы | 45 мин |
5. Выписывание примеров рецептов у доски | 30 мин |
6. Самостоятельная работа. Итоговая рецептурная контрольная. Проверка домашнего задания, конспекта лекции. | 25 мин |
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс-опрос (10 мин). -
Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (40 мин). -
Разбор примеров выписывания рецептов у доски (30 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой рецептурной контрольной работы (25 мин). Проверка домашней работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование.
Экспресс – опрос:
1. Какие лекарственные формы относятся к жидким?
2. Жидкая лекарственная форма, получаемая путем растворения лекарственного вещества в растворителе называется?
3. Что используют в качестве растворителей в растворах?
4. В виде чего используют растворы для наружного применения?
5. Какие бывают виды прописей рецептов на растворы?
6. Указывается ли вода в сокращенной прописи, как растворитель?
7. Назовите способы выражения концентрации в растворах?
8. Лекарственная форма, представляющая собой взвесь частиц твердых лекарственных веществ в жидкости, называется?
9. В каких случаях возможна только развернутая пропись в растворах?
10.Жидкая лекарственная форма, в которой нерастворимые в воде жидкости (например, жидкие масла) находятся во взвешенном состоянии в виде мельчайших частиц