Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 888
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
В курсе словообразования в начальной школе работают над тремя группами понятий:
-
понятия, связанные с морфемной структурой слова; -
понятия, связанные с образованием слов; -
понятия, связанные с морфемным и словообразовательным ана- лизами слов.
К 1-й группе понятий относятся значимые части слова: морфема,морфемы формообразующие (словоизменительные), морфемы слово-образовательные; основа; основа слова, окончание; корень, приставка,суффикс,постфикс,соединительнаяморфема.
Ко 2-й – непроизводные слова, производные слова, словообразова-тельное средство, словообразовательное значение; способы образова-ния слов, суффиксальный способ, приставочный, приставочно-суффик-сальный;сложение.
К 3-й – словообразовательныйразборслова.
– Проанализируйте,какикогдавначальнойшколевводятсясведе-нияо словообразовании?
Заполнитетаблицу:
Понятие | 1 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
– Составьтесловарьсловообразовательныхпонятий,изучаемыхвначальнойшколе.
– Какие понятия войдут в него, если составлять его для разныхлинийУМК?
-
Умения, формируемые в процессе обучения словообразованию:
– производить словообразовательный разбор слов;
– подбирать однокоренные слова, понимать их значения. Вносимые приставками и суффиксами;
-
соблюдать словообразовательную цепочку слов; -
по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи;
-
объяснять значение слова, его грамматические признаки и право- писание.
- 1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 52
Упражнения по словообразованию
Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:
-
Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:
-
разбор слова по составу, -
подбор однокоренных слов к данному слову, -
выделение однокоренных слов из ряда предложенных, -
сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.
Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.
-
Наблюдения за словообразовательным значением морфем:
-
упражнения на разграничение омонимичных морфем; -
определение словообразовательного значения морфемы путём со- поставления однокоренных слов и слов одной словообразователь- ной модели и др.
-
Элементарный словообразовательный анализ:
-
выделение из контекста ближайших родственных слов (словообра- зовательной пары); -
определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово; -
определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производ- ного слова).
Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в прак- тике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру про- изводного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кро- ме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.
-
Упражнения на словообразовательный синтез:
-
образование слов с помощью предложенной морфемы; -
образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.
-
Упражнения со словообразовательной моделью:
-
подбор слов одной словообразовательной модели; -
выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.
-
Построение словообразовательных цепочек:
-
восстановление словообразовательной цепочки из ряда одноко- ренных слов и др.
-
Упражнения со словообразовательным гнездом:
-
построение словообразовательных гнёзд; -
выявление семантико-словообразовательных связей между слова- ми гнезда и др.
-
Лексико-словообразовательные упражнения. -
Упражнения на анализ и исправление словообразовательных оши- бок. -
Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.
Порядок разбора слов по составу
-
Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено. -
В изменяемом слове найти окончание и/или формообразующий суффикс. -
Указать основу слова. -
В основе выделить корень (корни), приставки, словообразователь- ные суффиксы (если они есть).
-
Сравните схемы разбора слов по составу по разным УМК, сде-лайтевыводыотом,какиеУУДформируютсявпроцессеслово-образовательногоразбора. -
Проанализируйте систему практических упражнений по слово-образованию, из каких элементов она складывается? Приведитепримерыиз разныхучебников (повыбору).
Вопросы и задания
-
Изучите различные учебники русского языка для начальной шко- лы, проанализируйте содержание, виды заданий и упражнений, предлагаемых учащимся при изучении словообразования. -
Разработайте систему собственных заданий и упражнений по словообразованию. -
Подберите наглядные средства, таблицы, схемы, которые можно использовать при изучении словообразования в начальной школе. -
Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов по школьной программе. -
Прочитайте пояснительную записку к разным программам по русскому языку и выясните, какие сведения по теме «Словообра- зование» учащиеся получают в начальной школе. -
Проанализируйте материал о словообразовании в учебниках для 2–3-го классов и установите, какие новые знания по этой теме сообщаются учащимся данного возраста, что они должны знать и уметь по этой теме. -
Л.Н. Гвоздев в работе «Современный русский язык. Морфология» считает, что в словах мясник,огородник,колхозник,отпускник,курортник«естественно признать цельный суффикс – «ник». В академической грамматике в тех же существительных вычле- няется суффикс -ик (мяс-н-ик, огород-н-ик). Как вы поступите, если аналогичные примеры встретятся нам в школьной практике? Объясните учащимся, что представляет собой конечный гласный в словах пальто,такси, кенгуру. -
Работая над суффиксальным способом словообразования, учитель предложил следующее упражнение: От данных существительных образуйте имена прилагательные и подчеркните в них суффиксы: батальон, равнина, песок, истина, искусство, телефон, соло-ма, старина, авиация, серебро, целина, сокол. �ем обусловлен подбор слов в данном упражнении? Какую дополнительную зада- чу можно поставить перед учащимися? -
Разработайте фрагмент урока русского языка по выполнению морфемного разбора слов в начальных классах, пользуясь следу- ющим алгоритмом:-
Определить часть речи, значение слова. -
Изменить слово, чтобы выделить окончание. -
Подобрать однокоренные слова, выделить корень. -
Подобрать однокоренные слова с другими приставками, вы- делить приставку. -
Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами, вы- делить суффикс.
-