Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1821

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

распоряжению Администрации области от 26.12.2019 № 765-р.

Прогноз социально-экономического развития Псковской области на период до 2036

года

Таблица191ДинамикачислажителейПсковскойобласти,тыс.чел







2019

2024

2030

2036

2036 к 2019


Всего жителей

1

628,4

607,6

590,2

578,3

-8,0%

2



599,2

571,6

538,9

-14,2%

трудоспособного возраста

1

335,8

318,7

315,5

312,5

-6,9%

2



312,5

298,9

284,5

-15,3%

1 базовый сценарий прогноза 2 консервативный сценарий прогноза
Таблица192ДинамикарождаемостиПсковскойобласти,Челна1000жителей







2019

2024

2030

2036

2036 к 2019


Рождаемость

1

9,0

8,2

8,2

8,2

-0,8

2




8,2

7,8

8,2

-0,8

1 базовый сценарий прогноза 2 – консервативный сценарий прогноза
Прогноз по демографии следует признать негативным.

Сравнение прогнозных показателей развития Псковской области и Российской

Федерации (базовый сценарий прогноза).
Таблица193Демография




Псковская область

Российская Федерация

2036 к 2019

2036 к 2019




Псковская область

Российская Федерация

2036 к 2019

2036 к 2019

Прирост числа жителей, всего

-8,0%

+4,4%

Прирост числа жителей в трудоспособном возрасте

-6,9%

+10,6%


Население Российской Федерации растет, темпы роста числа жителей в трудоспособном возрасте превышают общие. В Псковской области – прогнозируется как существенное снижение общего числа жителей, так и снижение числа жителей в трудоспособном возрасте.
Таблица194Экономикаипромышленность




Псковская область

Российская Федерация




2036 к

2019

Среднегодовой

рост

2036 к

2019

Среднегодовой

рост

Динамика ВРП/ВВП

+70,2%

3,2%

67,4%

3,1%

Динамика индекса

«промышленное производство», всего


+72,2%


3,2%


63,4%


2,9%

Обрабатывающие пр-ва

+75,2%

3,4%




Пр-во пищевых продуктов

+93,3%

4,0%

Производство напитков

+69,2%

3,1%

Пр-во текстильных изделий

+45,6%

2,2%

Производство одежды

+46,9%

2,3%

Строительство

+78,6%

3,5%

Динамика объема инвестиций в основной капитал

+65,9%

3,0%

109,7%

4,5%


Псковская область планирует ускоренными темпами наращивать промышленное производство (+70,2% общем росте по РФ +63,4%) без интенсивного роста инвестиций в основной капитал (+65,9% при общем росте по РФ - +109,7%) и при снижении числа трудоспособного населения (-6,9%).

Таблица195Потребительскийсектор




Псковская область

Российская Федерация




2036 к 2019

Среднегодовой

рост

2036 к 2019

Среднегодовой

рост

Динамика индекса

«Розничная торговля»


+56,4%


2,7%


61,5%


2,9%

Динамика индекса

«Платные услуги»

+50,5%

2,4%

64,5%

3,0%

Динамика индекса

«Доходы населения»

+51,4%

2,5%

51,4%

2,5%

Динамика индекса

+56,2%

2,7%

55,0%

2,6%




Псковская область

Российская Федерация




2036 к 2019

Среднегодовой

рост

2036 к 2019

Среднегодовой

рост

«Заработная плата»















      1. 1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   76

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова



Для формирования матрицы SWOT-анализа были сформулированы сильные и слабые стороны различных сфер социально-экономического развития Пскова, определены перспективы и факторы их развития.

На основе анализа факторов внешней и внутренней среды города Пскова была составлена матрица SWOT-анализа, позволяющая определить основные направления стратегии развития города, опирающиеся на внутренние и внешние возможности и сильные стороны, предполагающие минимизацию существующих угроз и решение проблем, которые на момент анализа были отнесены к слабым сторонам определенных сфер социально-экономического развития Пскова.


SWOT-анализ: человеческий капитал



Таблица196SWOT-анализ:человеческийкапитал

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Внутренняя среда

Сильные стороны/конкурентные преимущества

Слабые стороны/риски




  • Преодолен тренд сокращения населения, с 2015 г. –увеличение численности постоянного населения города.

  • Повышение средней ожидаемой продолжительности жизни.

  • Стабилизация уровня смертности.

  • Снижение смертности в трудоспособном возрасте.

  • Низкий уровень регистрируемой безработицы.

  • Низкий уровень социальной напряженности.

  • Рост номинальных доходов жителей.

  • Повышение доли населения моложе трудоспособного возраста (превышает долю населения старших возрастов).

  • Стабильное увеличение численности населения занимающегося физической культурой и спортом.

  • Созданы условия для взаимодействия органов власти с населением.

  • Увеличение объемов естественной убыль населения.

  • Устойчивое снижение уровня рождаемости с 2016 г.

  • Нехватка мест в школах и ДОУ.

  • Износ элементов материально-технической базы социальной инфраструктуры, в т. ч. материально-технической базы школ, ДОУ, учреждений дополнительного образования, объектов для занятий физической культурой и спортом, учреждений сферы культуры.

  • Нехватка кадров в системе образования, которая связана недостаточным притоком молодых специалистов.

  • Низкая конкурентоспособность города с точки зрения размеры оплаты труда – уровень среднемесячной начисленной заработной платы ниже, чем во всех остальных административных центрах СЗФО Российской Федерации.

  • Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, повышение демографической нагрузки.

  • Сокращение возможностей для получения высшего образования в городе, в связи с уменьшением количества учреждений высшего образования, снижения численности преподавательского состава.

  • Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляет 64,6 года.

  • Уровень смертности выше среднероссийских значений.

  • Снижение миграционного притока в трудоспособном возрасте.

  • Низкий уровень финансовой грамотности населения.

  • Заработная плата работников сферы культуры, физической культуры и спорта ниже средней по городу.

  • Уменьшение объема собственных доходов бюджета МО

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

  • Развитие системы поддержки материнства и детства с целью повышения рождаемости.

  • Поддержка и укрепление тенденции заботы о здоровье и профилактики заболеваний среди населения в трудоспособном возрасте.

  • Снижение объемов финансирования муниципальных программ в социальной сфере из федерального и областного бюджетов как следствие глобального экономического кризиса.

  • Уменьшение объема доходной части бюджета МО из-за общих проблем в





  • Развитие системы высшего образования посредством укрепления взаимодействия с федеральными университетами для создания филиалов и расширения системы высшего образования.

  • Формирование образовательного кластера в сфере программирования и IT-технологий: от младшей школы до после вузовского образования.

  • Содействие в развитии он-лайн сектора рынка труда, в частности в финансовой сфере для стабилизации численности занятых в экономике.

  • Обеспечение конкурентоспособной заработной платы в социальном комплексе.

  • Привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования для развития системы социальной поддержки в городе, в т. ч. путем активного участия в формировании областных и федеральных программ социальной направленности.

  • Разработка и развитие социальных программ межмуниципального и международного сотрудничества.

  • Активизация потенциала бизнес-сообщества для создания конкурентного рынка социальных услуг.

  • Расширение возможностей для повышения квалификации для кадров социального комплекса и муниципальной службы, формирование спроса на высококвалифицированные кадры.

  • Цифровизация системы образования и системы здравоохранения.

экономике Российской Федерации, в т. ч. в следствии пандемии коронавирусной инфекции, волатильности и непредсказуемости экономических показателей и процессов в мировой экономике.

  • Отток квалифицированных кадров в другие регионы с более высоким уровнем оплаты труда.

  • Снижение общего уровня квалификации преподавательского состава, из- за снижения подготовки молодых преподавателей и отсутствия развития в системе повышения квалификации работников образования.

  • Снижение уровня жизни населения города из-за общих проблем в экономике Российской Федерации, реформы пенсионного обеспечения, свёртывания федеральных программ по поддержке рождаемости.

  • Ухудшение состояния системы высшего образования и отток молодого населения на учебу и работы в другие регионы.

  • Рост социальной напряженности.