ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2949
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Химическая классификация | Препарат | Спектр действия | Меха- низм дейст- вия | Побочные реакции | Форма выпуска |
Гидразиды изоникоти- новой к-ты (ГИНК) | Изониазид Фтивазид | Узкий (толькомикобактерии) | Угнетение синтеза клеточной стенки (миколевых кислот) | 1) нейротоксичность (головная боль, невриты, бессон., судороги, нарушение памяти, равновесия, психозы); 2) аллерг. реакции, анемия; 3) понос, рвота, лекарственный гепатит; 4) боли в сердце; 5) мыш. атрофия, парезы. | Р-р. д/инъекций, таб., Фтивазид – таб. |
Пиразин- карбоновой кислоты | Пиразинамид | Узкий | Точно неизвестен | 1) тошнота, рвота, диарея; 2) гепатотоксичность; 3) гиперурекимия; 4) дерматиты, эозинофилия, лихорадка; | Таб. |
Этилендиамина | Этамбутол | Узкий | Угнетение синтеза клеточной стенки (миколевых кислот) | 1) неврит глазодвигательного нерва, депрессия, головокружение; 2) аллергия, артриты; 3) потеря аппетита, тошнота, рвота | Таб. |
Задание № 2
Выберите нежелательные реакции, возникающие при применении рифампицина и изониазида:
-
гепатотоксичность, -
ототоксичность, -
нефротоксичность, -
нейротоксические реакции, -
гематотоксичность, -
аллергические реакции, -
специфические реакции:
а) атрофия зрительного нерва;
б) мышечные подергивания (судороги);
в) тромбоцитопеническая пурпура (разрушение тромбоцитов, кровоизлияние в кожу, кровотечения из слизистых оболочек носа, десен, ЖКТ).
Ответ:
Задание № 3
Укажите цель комбинирования противотуберкулезных препаратов:
-
расширение локализации спектра действия; -
преодоление резистентности микобактерий к препаратам; -
уменьшение выраженности нежелательных побочных эффектов; -
уменьшение продолжительности курсового лечения до 6 мес.; -
предупреждение возможных рецидивов; -
получение стойкого лечебного эффекта; -
снижение стоимости курсового лечения (фармакоэкономичность).
Комбинированные препараты | Торговые названия | Формы выпуска | Цель комбинирования |
Рифампицин + изониазид | Изо-Эремфат | Таб об. | |
Рифампицин + изониазид +пиридоксин | Протуб-2 Рифакомб Тубавит | Таб. | |
Рифампицин + изониазид +пиразинамид | Протуб-3 Фтизамакс | Таб | |
Этамбутол + изониазид + Рифампицин+пиразинамид | Комбитуб МайринП | Таб | |
Задание № 4
ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОТИВОВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА А-В,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ГРИППЕ
(Осельтамивир, римантадин, рибавирин)
Свойства | А | Б | В |
Направленность действия | Угнетение репликации вируса | Угнетение репликации вируса | Угнетение репликации вируса |
Механизм действия | Угнетение вирусного белка М1 | Угнетение нейраминидазы | Угнетение иРНК |
Применение | Профилактика гриппа А | Профилактика и Лечение гриппа А и В | Профилактика и лечение гриппа А и В |
Ответ:
Задание № 5
К провизору «первого стола» обратился пациент с рецептом на препараты:
Rp: Izoniazidi 0,3
D.t.d. N. 50 in tab.
S.: Внутрь по 1 таблетке 3 раза в день
Rp: Ofloxacini 0,5
D.t.d. N. 30 in tab.
S.: Внутрь по 1 таблетке 2 раза в сутки.
-
Укажите, к каким группам антибактериальных средств относятся выписанные в рецепте препараты. -
Объясните, с какой целью врач назначил данную комбинацию. -
Объясните механизм действия препаратов. Укажите, с чем связана избирательность химиотерапевтического действия каждого из препаратов. -
Проинформируйте пациента о возможных побочных эффектах, вызванных применением изониазида и офлоксацина.
Ответ:
Задание № 6
Отметьте нежелательные побочные эффекты противотуберкулезных средств, заполнив таблицу:
Препарат | Лекарственная форма и путь введения | Побочные эффекты | Коррекция побочных эффектов |
Изониазид Этамбутол Пиразинамид Циклосерин ПАСК | | | |
Ответ:
ЛП | ЛФ, путь | ПЭ | Коррекция ПЭ |
Изониазид | | | |
Этамбутол | | | |
Пиразинамид | | | |
Циклосерин | | | |
ПАСК | | | |
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Изониазид
ПАСК- натрий
Протионамид
Рифампицин
Циклосерин
Римантадин (ремантадин)
Ацикловир (зовиракс, виролекс)
Осельтамивир (тамифлю)
Зидовудин (азидотимидин, ретровир)
Тилорон (амиксин, лавомакс)
Кагоцел.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 503 – 508, 534 – 540, 515 – 521, 527 – 534.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 821 – 832, 896 – 904, 855 – 869, 871 – 896.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 49
Тема: «Антигельминтные, противогрибковые средства»
Актуальность темы:
Известно около 100 видов грибов, способных вызывать заболевания у человека и животных. Многие возбудители микозов относятся к числу особо опасных, в виду их высокой контагиозности. Отдельные виды микозов могут заканчиваться смертельным исходом. Широкая распространенность гельминтозов и грибковых заболеваний обуславливает необходимость получения глубоких знаний по антигельминтным и противогрибковым ЛС у студентов по специальности «Фармация» с целью возможности оказания консультативной помощи по рациональному применению препаратов данных фармакологических групп.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных гельминтных и грибковых заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антигельминтных, противогрибковых средств;
- механизмы, типы, спектры действия антигельминтных, противогрибковых средств;
- рациональное применение антигельминтных, противогрибковых средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антигельминтных, противогрибковых средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антигельминтных, противогрибковых средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антигельминтных, противогрибковых средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антигельминтными, противогрибковыми средствами (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых групп препаратов.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
- экспресс-опрос | 10 мин |
| 30 мин 20 мин |
Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |