ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2871
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
Анализ результатов исходного уровня знаний.
-
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Как называют паразитических червей? -
На какие группы можно разделить гельминтозы по эпидемиологическому признаку? -
Как называется комплекс мероприятий, направленных на излечение больных и предохранение внешней среды от рассеивания инвазивного материала? -
Как называется комплекс мероприятий, направленных на уничтожение паразитов на всех стадиях жизненного цикла всеми доступными средствами? -
Как называются заболевания, вызванные круглыми глистами? -
Как называются гельминтозы, вызванные ленточными червями? -
Как называются гельминтозы, вызванные сосальщиками? -
Как называется заболевание, вызванное острицами? -
Как называется заболевание, вызванное власоглавом? -
Как называется заболевание, вызванное вооруженным цепнем? -
Как называется заболевание, вызванное невооруженным цепнем? -
Где локализуются гельминты при фасцилезе? -
Какие препараты применяют при аскаридозе? -
Какие средства применяют при кишечных цестодозах? -
Какие средства применяют при внекишечных нематодозах? -
Какие средства эффективны при внекишечных трематодозах? -
Как называются грибковые заболевания людей и животных? -
На какие группы делятся микозы по локализации поражения? -
Какие антибиотики применяются при глубоких микозах? -
Какие антибиотики применяют при кандидамикозах? -
К какой группе антибиотиков по химической структуре относятся нистатин, леворин? -
Какой антибиотик применяется для лечения дерматомикозов, за исключением кандидозов? -
Каким микроорганизмом продуцируется гризеофульвин? -
Чем лучше запивать гризеофульвин для повышения биодоступности? -
Какие препараты, производные имидазола, применяют для лечения дерматомикозов? -
Жидкость лимонно-желтого цвета для лечения дерматомикозов? -
Противогрибковый препарат 3-го поколения, высокоэффективный в отношении онихомикозов? -
Какие антисептические средства применяют для лечения дерматомикозов? -
Что такое кератолитическое действие? -
Назовите кератолитическое средство? -
Что такое эпилирующее действие?
Основные вопросы темы:
1. Противоглистные средства. Классификация:
1.1. Средства, применяемые при кишечных нематодозах: пиперазина адипинат, альбендазол (немозол), левамизол (декарис), пирантел (комбантрин, гельминтокс), мебендазол (вермокс), бефения гидроксинафтоат (нафтамон), диэтилкарбамазин (дитразина цитрат).
1.2. Средства, применяемые при кишечных цестодозах: никлозамид (фенасал), семена тыквы, празиквантел (билтрицид, азинокс).
1.3. Средства, применяемые при трематодозах: празиквантел.
1.4. Средства, применяемые при внекишечных гельминтозах:
а) нематодозах: дитразина цитрат;
б) трематодозах: празиквантел, хлоксил, альбендазол;
в) цестодозах: празиквантел, мебендазол, альбендазол.
2. Противогрибковые средства.
2.1. Классификация противогрибковых средств по происхождению и химической структуре:
А) Антибиотики:
- полиеновые антибиотики: амфотерицин В, нистатин, леворин, гризеофульвин.
Б) Синтетические средства:
- производные имидазола: кетоконазол (низорал), клотримазол (кандид), бифоназол (микоспор), миконазол (дактарин), эконазол (певарил), изоконазол (травоген);
- производные триазола: флуконазол (дифлюкан, флюкостат), итраконазол (орунгал);
- производные N-метилнафталина (аллиламины): тербинафин (ламизил), нафтифин (экзодерил);
- производные ундециленовой кислоты: ундецин, цинкундан, микосептин;
- бис-четвертичные аммониевые соли: деквалинил (декамин);
- производные нитрофенола: нитрофунгин;
- производное пиримидина: циклопирокс (батрафен);
- производное морфолинов: аморолфин (лоцерил).
2.2. Классификация противогрибковых средств по активности:
А) Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами:
1. При системных или глубоких микозах (кокцидиоидомикоз, паракокцидиомикоз, гистоплазмоз, криптококкоз, бластомикоз):
- полиеновые антибиотики: амфотерицин В;
- производные имидазола:
миконазол, кетоконазол;
- производные триазола: итраконазол, флуконазол;
2. При эпидермомикозах (дерматомикозах):
- производные имидазола: кетоконазол, миконазол, клотримазол;
- полиеновые антибиотики: гризеофульвин;
- производные N-метилнафталина: тербинафин (ламизил);
- производные нитрофенола: нитрофунгин;
- препараты йода: раствор йода спиртовой, калия йодид.
Б) Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных условно-патогенными грибами (например, при кандидамикозе):
- полиеновые антибиотики: нистатин, леворин, амфотерицин В;
- производные имидазола: миконазол, клотримазол, кетоконазол, натамицин, изоконазол, эконазол, бифоназол;
- бис-четвертичные аммониевые соли: декамин;
- производные триазола: флуконазол, итраконазол;
- аллиламины: тербинафин, нафтифин;
- эхинокандины: каспофунгин (кансидас);
- производное пиримидина: циклопирокс (батрафен).
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Альбендазол (немозол) Кетоконазол (низорал) Аморолфин (лоцерил)
Левамизол (декарис) Клотримазол (кандид) Миконазол (дактарин)
Пирантел (комбантрин) Бифоназол (микоспор) Изоконазол (травоген)
Мебендазол (вермокс) Тербинафин (ламизил) Итраконазол (орунгал)
Празиквантел (азинокс) Циклопирокс (батрафен) Флуконазол (дифлюкан)
Нистатин.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 522 – 527; 541 – 545.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010. С. 911 – 935.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 50
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Химиотерапевтические средства»
Актуальность темы:
Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными для человека из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени и унести немало жизней.
Довольно часто больные с этими проблемами обращаются непосредственно в аптеку, где имеется большой ассортимент средств для коррекции симптомов и лечения различных инфекционных заболеваний. Это требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре химиотерапевтических средств, понимания механизмов действия, особенностей рационального применения и возможного отрицательного влияния препаратов на организм больного, так как многие химиотерапевтические средства, отпускаются без рецептов.
Цель занятия:
Проверить знания и умения студентов классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию и особенности использования ЛС, применяемых при различных инфекционных заболеваниях;
- механизмы действия, эффекты ЛС, применяемых при различных инфекционных заболеваниях;
- сравнительную характеристику ЛС по скорости и силе действия;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению средств, используемых при различных инфекционных заболеваниях.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение ЛС, используемых при различных инфекционных заболеваниях;
- проводить необходимую коррекцию в назначении химиотерапевтических средств;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, применяемых при различных инфекционных заболеваниях.
План изучения темы:
-
Лекции по темам: «Принципы химиотерапии. Общая фармакологическая характеристика химиотерапевтических средств. Классификация антибиотиков. β-Лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, цефамицины, карбапенемы, монобактамы). Антибиотики группы аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина. Синтетические антибактериальные средства. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства. Противотуберкулезные средства. Противовирусные средства. Антигельминтные средства. Противогрибковые средства. Противоопухолевые средства. Цитостатические средства. Противоопухолевые антибиотики». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
11. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование | 15 мин |
- итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) | |
3. Собеседование по теоретическим вопросам темы | 65 мин |
4. Подведение итогов занятия. | 5 мин |