Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 880
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе
Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Структура и содержание курса русского языка в начальной школе
Требования к современному уроку русского языка в начальной школе
На уроках русского языка формируются следующие УУД:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Структура урока систематизации знаний
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Умения, формируемые в процессе обучения грамоте
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода
Планируемые результаты (метапредметные, личностные)
3. Работа по формированию навыка чтения
4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения лексике
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе
Упражнения по словообразованию
Порядок разбора слов по составу
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Обязательный минимум содержания обучения
Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе
Интернет-ресурсы:
-
Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries -
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ
Основные вопросы
-
Цель и задачи обучения синтаксису в начальной школе. -
Обязательный минимум содержания обучения. -
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе. -
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису. -
Синтаксические упражнения.
-
Цель и задачи обучения синтаксису в начальной школе Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и
значение словосочетаний и предложений.
Методика преподавания синтаксиса – это раздел методики, кото- рый изучает принципы, методы и приёмы преподавания синтаксиса в школе.
Цель обучения синтаксису – на основе сознательного усвоения
синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи обуча- ющихся, формировать речевые умения.
Задачи обучения синтаксису:
-
знакомство обучающихся с синтаксическими единицами (слово- сочетанием и предложением); -
формирование умения использовать синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой; -
создание базы для успешного овладения пунктуацией.
-
Обязательный минимум содержания обучения
Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Раз- новидности предложений по цели высказывания и эмоциональной ок- раске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное пред- ложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление
в речи простых и сложных предложений.
Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие) отмеча- ют необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими раз- делами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование рече- вых и языковых умений, орфографических навыков. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических поня- тий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.
-
Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе Синтаксис (от греч. – построение, строй) языка – его синтаксичес-
кий строй, совокупность действующих в языке закономерностей и пра- вил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука – это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рас- сматривается как замыкающий ярус языковой системы, который исполь- зует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуни- кативной и познавательной функций.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, которое создает расчленённое обозначение единого понятия. Словосочетание лишено признаков предложения, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно.
В практике начального
обучения вводится термин «словосочетание»
(в 3 классе) (по учебнику Т.Г. Рамзаевой, УМК «Классическая начальная школа»).
Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладаю- щее смысловой и интонационной законченностью. Предложение явля- ется синтаксической коммуникативной единицей, минимальной едини- цей общения.
- 1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 52
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
На изучение синтаксиса в начальной школе по ФГОС (системати- ческий курс) отводится 47 часов, и в течение этого времени вся система работы учителя над словосочетанием и предложением должна быть на- правлена на формирование у младших школьников следующих предмет- ных действий:
-
различать предложение, словосочетание, слово; -
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; -
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные / побудительные / вопросительные предложе- ния; -
определять восклицательную/не восклицательную интонацию предложения; -
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; -
выделять предложения с однородными членами; -
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; -
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгорит- мом разбор простого предложения (по членам предложения, син- таксический), оценивать правильность разбора; -
различать простые и сложные предложения.
-
Синтаксические упражнения
Работа над словосочетаниями начинается практически с 1 класса. Во 2 классе дети учатся выделять в предложении основу (подлежа-
щее и сказуемое) и словосочетания (пары слов).
Основные виды упражнений, используемые в работе над словосо- четанием:
-
составление из слов словосочетаний; -
постановка вопросов от слова к слову (играть в лото, писать сочи- нение); -
составление словосочетаний и определение рода, числа и паде- жа; -
склонение словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (тёплый день, тёплого дня, тёплому дню и т. д.); -
составление глагольных словосочетаний и распознавание паде- жей -
составление словосочетаний с использованием глаголов и пред- логов; -
замена в словосочетаниях слов, противоположных по смыслу (войти в школу – выйти из школы); -
подбор слов, близких по смыслу (громко кричать – ……)