Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1799

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

семьям с детьми, а также предоставить условия для развития некоммерческого сектора поддержки по указанным направлениям. Меры организационного характера будут направлены на создание условий для переобучения и трудоустройства матерей с детьми до трех лет. Обеспечение возможностей для участия молодых матерей в комфортной форме в трудовой деятельности предполагает формирование предложений по различным направлениям и форматам работы, а также развитие частно-государственного партнерства с негосударственными образовательными учреждениями – детскими садами и центрами развития, строительство новых детских садов с ясельными группами (обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет).

Задача 1.1.3. Повышение привлекательности г. Пскова для молодежи


Реализация данной задачи предполагает масштабное изучение потребностей молодежи как работников, жителей, участников социальной жизни. На основании полученных данных будет сформулирована политика по формированию и укреплению идентичности молодого населения (18-30 лет) посредством их активного включения в процесс принятия решений о развитии города, расширения возможностей для использования дистанционного или комбинированного формата обучения и занятости. Создание образа города, предоставляющего молодежи все необходимые условия для жизни и работы при более низкой стоимости жилья относительно центра притяжения – Санкт-Петербурга, улучшение городской среды и транспортной доступности города позволит привлечь молодых людей из других регионов. Критически важным условием устойчивого развития г. Пскова является формирование у молодежи культуры осознанного
потребления и ответственного отношения к природе. В г. Пскове будут созданы пространства для качественного досуга молодежи, которые станут площадками для проведения интерактивных мероприятий, побуждающих молодых людей города к творческой самореализации и активному участию в его социальной жизни. Ценности социальной и экологической ответственности станут концептуальной основой работы с детьми и молодежью. Важнейшим объектом поддержки в рамках деятельности учреждений социального комплекса станут молодые семьи, которым будет оказано содействие по решению основных проблем, связанных с занятостью, социально- медицинским обслуживанием и досугом.


Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Задача 1.2.1. Обеспечение конкурентоспособности рынка труда


Динамичное экономическое развитие обуславливает высокую скорость изменений в структуре спроса и предложения на рынке труда, что должно находить отражение в индивидуальных профессиональных траекториях. Молодое поколение открыто для новых знаний, адаптивно и восприимчиво к новым запросам работодателей, и в то же время активно пользуется возможностями удаленной работы, самозанятости творческих индустриях) при условии адекватного вознаграждения. Уровень оплаты труда и его сопоставимость с уровнем заработной платы в других субъектах СЗФО РФ является ключевым фактором предотвращения депопуляции и обеспечения качественного миграционного притока населения. При этом согласно опросу населения г. Пскова58, уровень доходов (финансовое благосостояние семьи) и обеспеченность работой были оценены респондентами на 4 балла из 10 (более низкую оценку получили только гражданские права), то есть является острой болевой точкой для населения города. Актуальные внешние вызовы диктуют необходимость сосредоточиться на сбережении имеющегося кадрового потенциала и создании условий для возвращения на рынок труда города специалистов, получивших образование за его пределами. В долгосрочной перспективе г. Псков рассматривается в качестве центра притяжения квалифицированной
рабочей силы.

Социальный комплекс является крупнейшим работодателем города: порядка 30% занятых в экономике города работают в учреждениях социальной сферы. Обеспечение комфортных условий труда и сопоставимой величины заработной платы работников социальной сферы средним значениям во Северо-Западному федеральному округу позволит привлечь молодых специалистов из числа обучающихся на территории города, а также Псковской области и других регионов.

Задача 1.2.2. Повышение доступности программ профессионального обучения


Цифровизация экономики и социальной сферы предлагает современные решения для создания различных образовательных программ дистанционного обучения. Формирование системы непрерывного образования доступного для каждого жителя города открывает новые возможности для эффективной занятости, что прочно увязано с приоритетами развития города, установленными Планом устойчивого развития города Пскова до 2030 года, согласно которому к 2030 году всем жителям г. Пскова планируется «обеспечить гарантированный доступ к универсальной качественной системе образования, предоставить справедливый доступ к рынку труда и занятости и гарантировать интеграцию всех жителей Пскова в общественную и культурную жизнь города».

Профориентационная работа, построенная на основе тщательного анализа наиболее востребованных специальностей, рынка фриланса позволит жителям г. Пскова получать востребованные профессии с учетом индивидуального набора способностей, знаний и навыков. Тем самым будет обеспечено новое качество предложения на рынке труда города.

Важнейшим поставщиком трудовых ресурсов для рынка труда г. Пскова является ФГБОУ ВО «Псковский Государственный
Университет» (опорный вуз Псковской области), который уже на данный момент реализует 39 основных профессиональных образовательных программ по актуальным для региона направлениям подготовки кадров (педагогической, медицинской, инженерной направленности), однако цели реализации стратегии предполагают дальнейшее развитие сетевого сотрудничества с предприятиями и организациями города, совместное с органами власти региона и муниципального образования формирование условий для закрепления выпускников вуза в экономике города, согласование качественных параметров спроса и предложения на рынке труда




58 Проведен в 2020 г. в рамках разработки Плана устойчивого развития города Пскова до 2030

первую очередь в социальной сфере) в контексте работы с выпускниками вуза. Университет обладает значительным потенциалом для содействия онлайн занятости и осуществления профориентационной работы со всеми возрастными группами для максимальной капитализации человеческого потенциала каждого жителя города, желающего реализовать себя в трудовой деятельности на территории города. Отдельным направлением является работа с переселенцами по адаптации их компетенций к потребностям экономики города и их эффективной интеграции в социально- экономическую жизнь г. Пскова.