ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2935
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы темы:
1. Биотрансформация лекарственных веществ и её биологическое значение:
- микросомальный и немикросомальный метаболизм;
- реакции метаболизма: несинтетические (окисление, восстановление, гидролиз) и синтетические (конъюгация) (метилирование, ацетилирование, образование глюкуронидов и др.). Примеры.
- индукция и ингибиция микросомальных ферментов печени лекарственными веществами. Примеры.
2. Пути выведения лекарственных веществ из организма:
- влияние физико-химических свойств лекарственных веществ и их метаболитов на выведение;
- принципы выведения веществ почками;
- особенности выведения гидрофильных и липофильных ЛС;
- понятие об элиминации;
- понятие об энтерогепатической циркуляции;
- другие пути выведения ЛС.
(Примеры).
3. Фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения ЛС:
- константа скорости всасывания (абсорбции);
- максимальная концентрация лекарственного вещества в крови;
- время достижения максимальной концентрации в крови;
- равновесная концентрация лекарственного вещества;
- кажущийся объем распределения;
- период полуэлиминации (полужизни);
- константа скорости элиминации;
- общий, почеченый, печеночный клиренс;
- биодоступность.
4. Изменение фармакокинетических показателей ЛС при заболеваниях печени и почек.
Самостоятельная работа
Задание № 1
На основании фармакокинетических показателей препаратов, указанных в таблице, проведите сравнительный анализ полноты их всасывания, времени наступления и продолжительности эффекта, скорости выведения.
Фармакологический показатель | Дигитоксин | Дигоксин |
Всасывание из ЖКТ в кровь, % | 90 | 50 |
Связывание с белками плазмы крови, % | 90 | 30 |
Т1/2, ч | 165 | 44 |
Общий клиренс, л (ч 70 кг) | 0,17 | 12 |
Примечание. Дигитоксин выводится преимущественно печенью, дигоксин – почками.
Ответьте на вопросы:
-
Какой из препаратов лучше всасывается из ЖКТ в кровь? -
У какого препарата выше уровень свободных молекул в крови? -
От какого препарата быстрее развивается фармакологический эффект? -
У какого препарата фармакологический эффект длится дольше? -
Какой препарат быстрее выводится из организма? -
Для какого препарата следует проводить коррекцию дозирования, если он назначен больному с нарушением функции печени?
Задание 2
Используя таблицу, выберите фармакологические параметры, характеризующие процессы:
А. Всасывания
Б. Распределения
В. Выведения.
Фармакокинетический показатель | Условное обозначение; единицы измерения |
Константа скорости всасывания (абсорбции); характеризует скорость поступления лекарственного вещества из места введения в системный кровоток при внесосудистом способе введения | К01 мин-1, ч-1 |
Максимальная концентрация лекарственного вещества в крови | СМАКС мкг/мл, мг/л |
Время достижения максимальной концентрации в крови | tмакс мин, ч |
Равновесная концентрация лекарственного вещества - концентрация, которая устанавливается в плазме крови в условии, когда количество всасывающегося в кровь лекарственного вещества равно количеству выводимого | СSS ммол/л, мкг/мл, нг/мл |
Кажущийся объем распределения – условный объем жидкости, в котором нужно растворить введенную в организм дозу лекарственного вещества, чтобы получилась концентрация, равная концентрации препарата в плазме крови | Vd л, мл |
Период полуэлиминации (полужизни) – время снижения концентрации лекарственного вещества в крови на 50% | Т1/2 мин, ч |
Константа скорости элиминации – характеризует скорость элиминации препарата из организма путем метаболизма и экскреции | КЭЛ мин-1, ч-1 |
Общий клиренс – объем плазмы крови, очищающийся от лекарственного вещества путем метаболизма и экскреции почками, печенью, железами за единицу времени | ClОБЩ мл/мин, л/ч |
Площадь под кривой «концентрация – время» - площадь фигуры, ограниченной фармакокинетической кривой и осями координат | AUC мкг (нг) • мин (ч) • мл-1 |
Биодоступность – часть введенной дозы лекарственного вещества, поступившая в системное кровообращение в неизмененном виде | F % |
Проверка домашнего задания, лекционного конспекта.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.С. 39-52.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А.. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С .48-54.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 8
Тема: «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС»
Актуальность темы:
Фармакологический эффект представляет собой результат взаимодействия лекарственного вещества с организмом. Для достижения эффективной и безопасной терапии необходимо уметь подбирать лекарственные средства с определенным типом действия, знать локализацию их действия, принципы дозирования. Учение о фармакодинамике служит для провизоров теоретической основой для осуществления определенных видов анализа и коррекции рецептов, а также для консультативных разъяснений по вопросам рационального применения лекарственных средств.
Цель занятия:
Сформировать у студентов представление о параметрах фармакодинамики: фармакологических эффектах; локализации и механизмах действия; о типах и видах действия ЛС; о факторах, влияющих на действие ЛС; о дозировании ЛС.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- локализацию и механизмы действия ЛВ;
- типы и виды действия ЛВ;
- фармакологические эффекты ЛС;
- факторы, влияющие на действие ЛС;
- принципы индивидуального подбора доз и рационального применения ЛС.
Уметь:
- анализировать фармакодинамические сведения, содержащиеся в аннотациях к ЛС;
- давать больным рекомендации по рациональному приему препаратов с учетом фармакодинамических особенностей ЛС.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения;
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 15 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний
| 5 мин 80 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. |
|
6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (80 мин).
5. Контроль выполнения домашнего задания, лекционного конспекта (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Изменения функций органов и систем организма, вызываемые применением ЛВ называется? (фармакологический эффект). -
Перечислите типы действия ЛВ (возбуждение и торможение) -
Назовите типы рецепторов по чувствительности к медиаторам-
(холинорецепторы, адренорецепторы, гистаминовые, опиоидные, серотониновые, дофаминовые рецепторы и т. д.).
-
-
Какая самая прочная межмолекулярная связь? (ковалентная) -
Какая связь относится к наиболее слабым? (ван-дер-ваальсовая) -
Способность вещества связываться с рецептором, в результате чего образуется комплекс «вещество – рецептор» называется …(аффинитет). -
Способность вещества при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать определенные эффекты называется? (внутренняя активность). -
Вещества, обладающие аффинитетом и внутренней активностью называются? (агонисты). -
Вещества, которые при взаимодействии с рецепторами вызывают максимальный эффект, или обладают максимальной внутренней активностью называются? (полные агонисты). -
Вещества при взаимодействии с рецепторами вызывают эффект, значительно меньше максимального называются? (частичные агонисты). -
Вещества, обладающие аффинитетом, но лишенные внутренней активности называются? (антагонисты). -
Антагонисты, занимающие те же рецепторы, что и агонисты, и способные вытеснять друг друга из связи с рецепторами называются? (конкурентными антагонистами). -
Антагонисты, занимающие участки макромолекулы, не относящиеся к специфическому рецептору, но взаимосвязаные с ним называются? (неконкурентными антагонистами). -
Количество вещества, рассчитанное на один прием называется? (доза). -
Какие дозы вы знаете? (минимальная (пороговая), средняя (разовая и суточная), высшая (разовая и суточная), курсовая, ударная, поддерживающая, токсическая, летальная) -
Какие дозы относят к терапевтическим? (минимальная, средняя, высшая) -
С какой целью используют ударную дозу? (для создания быстрой необходимой концентрации вещества в крови) -
Как называется доза на курс лечения? (курсовая доза) -
Диапазон доз от минимальной действующей до высшей терапевтической определяется как… (широта терапевтического действия) -
Как называется область фармакологии, изучающая особенности действия ЛС на детский организм? (педиатрическая фармакология) -
Область фармакологии, изучающая особенности действия у лиц пожилого и старческого возраста? (гериатрическая фармакология) -
Раздел фармакологии, изучающий роль генетических факторов в развитии эффекта ЛС называется (фармакогенетика). -
Как называется генетическая недостаточность некоторых ферментов? (энзимопатия)