ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2845
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Молодой женщине был назначен доксициклин. Во время приема препарата она продолжала посещать солярий. Неожиданно у неё возник ожог, что вынудило её прекратить инсоляцию. На 2-й неделе от начала приёма у неё появились белые творожистые выделения из половых органов, что она связала с приёмом солнечных ванн. Объясните причину возникновения ожога и появления выделений. Какими профилактическими медикаментозными методами эти осложнения можно было бы предотвратить?
Ответ: Доксициклин, как и все тетрациклины, вызывает фотосенсибилизацию, особенно к УФ лучам за счет своего химического строения: сопряженные ароматические и двойные связи повышают количество п-электоронов, обладающие большей свободной энергией, поглощающие т. н. электронный спектр (т.е. УФС). В результате образуются ожоги и дерматиты. Период полувыведения доксициклина составляет до 22 часов, количество лекарства уменьшиться более чем на 90% через 4-5 периодов, то поход в солярий необходимо отложить минимум на 5 дней, после прекращения приема (не учитывая кумуляцию). Дисбактериоз, вызванный данным антибиотиком, привел к активации условно-патогенного дрожжеподобного гриба р. Candida, который обуславливает симптомы творожистых выделений. Для уменьшения вероятности развития кандидоза принимают тетрациклины с нистатином или леворином. Также эффективен флуконазол, а клотримазол – местно, как более токсичный.
Задание № 2
Заполните таблицу, подобрав к каждому из перечисленных в таблице заболеваний антибиотики выбора и резерва.
Заболевание | Препараты выбора | Препараты резерва |
Заболевания, вызываемые синегнойной палочкой | | |
Хламидиоз | | |
Дифтерия | | |
Столбняк | | |
Сифилис | | |
Менингит | | |
Брюшной тиф | | |
Дизентерия | | |
Холера | | |
Чума | | |
Бруцеллёз | | |
Туляремия | | |
Атипичная пневмония | | |
МRSA-резистентная пневмония | | |
Ответ:
Заболевание | Препараты выбора | Препараты резерва |
Заболевания, вызываемые синегнойной палочкой | Аминогликозиды, Карбоксипенициллины (карбенициллин,тикарциллин), Уреидопенициллины (пиперациллин, азлоциллин). Иногда комбинация аминогликозидов с цефтазидимом (фортум) | Азтреонам, Имипенем(+циластатин = тиенам (примаксин), Цефтазидим (фортум), Цефперазон (цефобид) |
Хламидиоз | Азитромицин, Доксициклин | Др. макролиды, Офлоксацин |
Дифтерия | Макролиды (эритромицин), Бензилпенициллин (натриевая и калиевая соли) | Амоксициллин, Клиндамицин |
Столбняк | Бензилпенициллин | Тетрациклины, Цефалоспорины, Клиндамицин |
Сифилис | Бензилпенициллин | Макролиды, Тетрациклины |
Менингит | Бензилпенициллин, Ампициллин | Левомицетин, Цефалоспорины |
Брюшной тиф | Ципрофлоксацин | Левомицетин, Ампициллин, Тетрациклин |
Дизентерия | Ципрофлоксацин | Левомицетин, Ампициллин, Тетрациклин |
Холера | Тетрациклины | Левомицетин Ципрофлоксацин |
Чума | Стрептомицин+тетрациклины | Тетрациклины, Левомицетин, Аминогликозиды |
Бруцеллёз | Стрептомицин+тетрациклины | Рифампицин, Левомицетин, стрептомицин |
Туляремия | Тетрациклины | Левомицетин, Аминогликозиды |
МRSA-резистентная пневмония | Клиндамицин (Линкозамиды), Оксазолидоны (линезолид (зивокс)) | Ванкомицин+Рифампицин, Ко-тримоксазол |
Задание № 3
Соотнесите название группы препаратов с соответствующим им механизмом действия.
А) Макролиды Б) Линкосамиды В) Левомицетин Г) Аминогликозиды | 1. Связываются с 50-S субъединицей бактериальных рибосом и угнетают процесс транслокации при синтезе белка на рибосомах 2. Нарушают синтез белка, ингибируя пептидилтрансферазу за счет связывания с 50-S-субъединицей бактериальных рибосом. 3. Связываются с 30- S-субъединицами бактериальных рибосом, ингибируя связывание аминоацилт-РНК с А-участками, нарушают считывание кода м-РНК. |
Ответ: А-1, Б-1, В-2, Г-3
Задание № 4
Соотнесите препарат с соответствующей ему фармакологической группой:
Антибиотик из группы: А - синтетических пенициллинов Б – цефалоспоринов В – аминогликозидов Г – тетрациклинов Д - гликопептидов | 1. Доксициклин 2. Тобрамицин 3. Ванкомицин 4. Цефлексин 5. Амоксициллин |
Ответ: А-5, Б-4, В-2, Г-1, Д-3.
Задание № 5
Соотнесите название препарата с фармакологической группой:
Антибиотик из группы: А - синтетических пенициллинов Б – цефалоспоринов III поколения В – макролидов Г – карбапенемов Д - линкосамидов | 1. Азлоциллин 2. Цефотаксим 3. Азитромицин 4. Имипенем 5. Клиндамицин |
Ответ: А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5
Задание № 6
Сравнительная характеристика антибиотиков по типу действия и спектру действия. Наличие типа действия обозначьте знаком «+», отсутствие – знаком «−».
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | | | | |
Тетрациклины | | | | |
Макролиды | | | | |
Оксазолидиноны | | | | |
Левомицетины (фениколы) | | | | |
Ответ:
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | + | | + | |
Тетрациклины | | + | + | |
Макролиды | | + | | + |
Оксазолидиноны | | + | | + |
Левомицетины (фениколы) | | + | + | |
Задание № 7
Выберите антибиотики, биодоступность которых существенно зависит от приема пищи, и укажите коррекцию по рациональному применению.
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин | | |
Макролиды | Эритромицин | | |
Линкозамиды | Линкомицин | | |
Ответ:
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин (вибрамицин) | 200 мг, 1-2 р. в сутки, старше 8 лет.за 1 час до еды, или после еды, 2 часа спустя | Образует комплексы с металлами (антацидами, ЛП железа), содержащий кальций. Поэтому.жирная пища улучшает всасывание. |
Макролиды | Эритромицин | За 30 мин до еды, или натощак | Разрушается в кислом содержимом желудка. Пища уменьшает всасывание. Является прокинетиком, может у детей вызвать пилороспазм. |
Линкозамиды | Линкомицин | За 30 мин до еды, или натощак | Не разрушается в соляной кислоте, но плохо абсорбируется при наличии пищи. |
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
| |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 566 – 579.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 790 – 814.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 46
Тема: «Противомикробные лекарственные средства группы хинолона,
5-нитрофурана и нитроксолина»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено прежде всего ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии