ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2944
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А
Задание № 3
Укажите группу антибиотиков, оказывающих отрицательное побочное действие.
Побочные эффекты. Группа антибиотиков
1. Ототоксичность____________________________________________.
2. Нефротоксичность__________________________________________
3. Гематотоксичность_________________________________________.
4. Нейротоксичность__________________________________________.
5. Нарушение образования костной ткани________________________.
6. Диспептические расстройства________________________________.
7. Аллергические реакции_____________________________________.
8. «Серый синдром новорожденного»___________________________.
9. Кандидамикоз_____________________________________________.
Ответ:
1. Оттотоксичность – аминогликозиды, гликопептиды,
2. Нефротоксичность: аминогликозиды, гликопептиды, полимиксины меньше фторхинолоны, сульфаниламиды;
3. Гематотоксичность: левомицетины, сульфаниламиды, оксазолидоны, гликопептиды;
4. Нейротоксичность: Изониазид, нитрофураны, левомицетин, оксазолидоны, аминогликозиды, меньшехинолоны (нарушения зрения, бессоница)
5. Уменьшение костной ткани: Тетрациклины, фторхинолоны
6. Диспепсии: все группы а/б
7. Аллергии: все группы а/б
8. Серый синдром: левомицетины
9. Кандидомикоз: а/б широкого спектра: тетрациклины, аминогликозиды, линкозамиды, левомицетины, сульфаниламиды, хиноксалины.
Задание № 4
Проведите сравнительную характеристику хинолонов и фторхинолонов, заполнив таблицу.
Лекарственный_препарат__Спектр_действия'>Подгруппа | Лекарственный препарат | Спектр действия | Пока- зания к приме-нению | Лекарст- венные формы | |
МНН | торговые названия | ||||
Хинолоны | Налидиксовая кислота | Неграм | Узкий грам-, не чувств к синегнойной палочке | Инфекции мочевыводящих путей | Таб., вн., 0,5 |
Пипемидиевая кислота | Палин | Узкий грам-, не чувств к синегнойной палочке | Инфекции мочевыводящих путей | Таб., вн., 0,4; Капс., вн., 100 и 200 мг | |
Монофтори- рованные | Ципрофло- ксацин | Ципробай | Широкий, грам+, грам--, синегной, микоплазмы, хламидии. | Инфекции дых. Путей, мочеполовых органов, брюшной полости, кожи, суставов, гонорея, диарея и др. инфекции. | Таблетки, внутрь, 0,25; 0,5; р-р для ин-фузий |
Офлоксацин | Таривид | -/-/-/- | -/-/-/-//- | Р-р для инфузий | |
Норфло- ксацин | Нолицин | -/-/-// | -/-/-/-/ | Таб.,вн., 400 мг | |
Дифтори- рованные | Ломефло- ксацин | Максаквин | /-/-/-/- | /-/-/-/- | Таб., вн., 400мг |
Задание № 5
Заполните таблицу сравнительной характеристики препаратов, производных нитрофурана.
Лекарственный препарат | Торговое название | Показания к применению | Форма выпуска | Информация для пациентов |
Нитрофурантоин | | | | |
Фуразолидон | | | | |
Фуразидин | | | | |
Нитрофурал | | | | |
Ответ:
Лекарственный препарат | Торговое название | Показания к применению | Форма выпуска | Информация для пациентов |
Нитрофурантоин | Фурадонин | Инфекции мочевыводящих путей | Таб., 0,1 | Внутрь, запивая большим количеством воды, или молоком для уменьшения НПР со стороны ЖКТ. Не совместим с хинолонами, антацидами. |
Фуразолидон | Фуроксон, трихофуран | Кишечные инфекции, трихомониаз, лямблиоз | Таб., 50мг | После еды, не совместим с алкоголем (повышение ПЭ), резкое повышение давление при приеме эфедрина и др. катехоламиноэргических веществ.Возникновени полиневритов можно предотвратить приемом витаминов В. Запивать большим количеством воды |
Фуразидин | Фурагин | Инфекции мочевыводящих путей | Таб., 50 мг. | После еды, не совме-стим с алкоголем (по-вышение ПЭ).Возникновени полиневритов можно предотвратить приемом витаминов В. Запивать большим количеством воды |
Нитрофурал | Фурациллин | Раны, пролежни, отиты | Р-р. для нар.прим. спирт. | Повязка с расвором, или орошение раны. |
Задание № 6
выберите один правильный ответ и укажите его буквенный индекс.
1. К фторхинолонам не относится препарат:
а) моксифлоксацин;
б) ципрофлоксацин;
в) пипемидиевая кислота;
г) офлоксацин.
2. К производным нитрофурана не относится:
а) нитрофурал;
б) фуросемид;
в) фурадонин;
г) фурагин.
3. Хинолоны применяют при инфекциях:
-
дыхательных путей; -
кишечника; -
мочевыводящих путей; -
костей и суставов.
Ответ: 1-в, 2-б, 3-3.
Задание № 7
1. Совместите: МНН – торговое название:
1) моксифлоксацин; а) фурагин;
2) офлоксацин; б) палин;
3) пипемидиевая кислота; в) авелокс;
4) фуразидин. г) таривид.
2. При инфекциях мочевыводящих путей не применяют:
а) нитроксолин;
б) нитрофурал;
в) гентамицин;
г) кальцекс.
3. Ингибируют ДНК-гиразу препараты:
1) оксолиниевая кислота;
2) нитроксолин;
3) офлоксацин;
4) хиноксидин.
4. К производным 8-оксохинолина относится препарат:
а) фуразидин;
б) авелокс;
в) нитроксолин;
г) гидроксиметилхиноксалиндиоксид (диоксидин).
Ответ: 1) 1-в, 2-г, 3-б, 4-а;
2) –г,
3)-1,3
4)-в
Задание № 8
1. Нитрофурал обладает свойствами:
1) плохо растворим в воде;
2) применяется только наружно;
3) не вызывает раздражения тканей;
4) активен в отношении микобактерий.
2. Торговое название нитроксолина:
а) 5-НОК;
б) налидиксовая кислота;
в) таривид;
г) абактал.
3. К побочным эффектам фторхинолонов относятся:
1) диспепсические расстройства;
2) нарушения хрящевой ткани (разрывы сухожилий);
3) сонливость, бессонница, головокружение;
4) аллергические реакции (сыпь, зуд).
Ответ: 1-1, 2; 2-а; 3-1,2,3,4
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Кислота налидиксовая (невиграмон, неграм) Кислота пипемидиевая (палин) Ципрофлоксацин (ципринол, ципробай, ципролет, цифран) Левофлоксацина (таваник) Нитроксолин (5-НОК) Линезолид (зивокс) Диоксидин Фарингосепт | |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы
, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 566 – 579.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 790 – 814.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 47
Тема: «Сульфаниламиды. антипротозойные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Открытие сульфаниламидов является одним из крупнейших достижений медицины. Несмотря на внедрение в медицину антибиотиков, ряд сульфаниламидных препаратов находят достаточно широкое применение в медицинской практике. Сульфаниламидные препараты имеют различные фармакокинетические параметры, поэтому будущий провизор должен знать особенности клинического применения конкретного препарата. Широкое распространение ряда протозойных инфекций обуславливает также особую значимость темы «Антипротозойные лекарственные средства». Студент должен не только освоить перечень лекарственных средств, которые могут использоваться при терапии той или иной протозойной инфекции, но и знать препараты замены, часто встречающиеся синонимы, характерные побочные эффекты и основные противопоказания. Знание механизмов действия препаратов, определение рациональной комбинации, принципов дозирования обуславливают успех терапии этих заболеваний. Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре сульфаниламидных, антипротозойных средств и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных инфекционных и протозойных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию сульфаниламидных, антипротозойных средств;
- механизмы, типы, спектры действия сульфаниламидных, антипротозойных средств;
- рациональное применение сульфаниламидных, антипротозойных средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику сульфаниламидных, антипротозойных средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению сульфаниламидных, антипротозойных средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение сульфаниламидных, антипротозойных средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии сульфаниламидными, антипротозойными средствами, (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых противомикробных препаратов.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).