ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2951
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: А- римантадин, Б – осельтамивир, В - рибавирин
Задание № 5
К провизору «первого стола» обратился пациент с рецептом на препараты:
Rp: Izoniazidi 0,3
D.t.d. N. 50 in tab.
S.: Внутрь по 1 таблетке 3 раза в день
Rp: Ofloxacini 0,5
D.t.d. N. 30 in tab.
1. Укажите, к каким группам антибактериальных средств относятся выписанные в рецепте препараты.
2. Объясните, с какой целью врач назначил данную комбинацию.
3. Объясните механизм действия препаратов. Укажите, с чем связана избирательность химиотерапевтического действия каждого из препаратов.
4. Проинформируйте пациента о возможных побочных эффектах, вызванных применением изониазида и офлоксацина.
Ответ:
-
Противотуберкулезный ЛП, 1 ряда, сравнительно высокой эффективности; Фторхинолон, фторированный, 1 поколения. -
Комбинированное лечение туберкулеза, при разных его формах. -
Изониазид – ингибирует синтез миколевых кислот клеточной стенки.
Офлоксацин – ингибитор ДНК топоизомераз (2 тип=ДНК-гираза и 4 тип) нарушает пространственную ориентацию, блокируя репликацию и транскрипцию.
-
НЛР Изониазида: невриты, мышечные подергивания, бессонница, психические нарушения, расстройства памяти. Возникновение периферических нейропатий связывают с угнетением процесса образования пиридоксальфосфата, а нарушения со стороны центральной нервной системы - с возникающим недостатком ГАМК (предполагают, что изониазид нарушает переход глутамата в ГАМК). Изониазид обладает гепатотоксическим действием, в ряде случаев может вызвать лекарственный гепатит. При применении препарата возможны кожные аллергические реакции. -
НЛР Офлаксацина: аллергические реакции, диспептические явления, бессонница. Препараты этой группы тормозят развитие хрящевой ткани, поэтому они противопоказаны беременным и кормящим матерям; у детей могут применяться только по жизненным показаниям. В редких случаях фторхинолоны могут вызывать развитие тендонитов (воспаление сухожилий), что при физической нагрузке может привести к их разрывам.
Задание № 6
Отметьте нежелательные побочные эффекты противотуберкулезных средств, заполнив таблицу:
Препарат | Лекарственная форма и путь введения | Побочные эффекты | Коррекция побочных эффектов |
Изониазид Этамбутол Пиразинамид Циклосерин ПАСК | | | |
Ответ:
ЛП | ЛФ, путь | ПЭ | Коррекция ПЭ |
Изониазид | Таблетки по 0,1, 0,2 и 0,3 г; 10% раствор в ампулах по 5 мл | - невриты, мышечные подергивания, бессонница, психические нарушения, расстройства памяти -аллергия -лекарственный гепатит | ЛП витаминов В1, В6, глутаминовой кислоты |
Этамбутол | Таблетки по 0,1, 0,2 и 0,4 г | кашель, увеличение количества мокроты, диспептические явления, головная боль, ухудшение остроты зрения, цветоощущения. | |
Пиразинамид | Таблетки по 0,5 г и 0,75 г | диспептические явления, гиперурикемия, артралгия, миалгия, гепатотоксичность | ЛП витаминов группы В |
Циклосерин | Таблетки и капсулы по 0,25 г | нейротоксические реакции (головная боль, головокружение, дезориентация; в тяжелых случаях—нарушения зрения, депрессия, психоз) | ЛП витаминов В1, В6, глутаминовой кислоты |
ПАСК | Таблетки по 0,5 г; флаконы по 250 и 300 мл 3% раствора | диспептические расстройства (тошнота, рвота, понос) | |
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Изониазид
ПАСК- натрий
Протионамид
Рифампицин
Циклосерин
Римантадин (ремантадин)
Ацикловир (зовиракс, виролекс)
Осельтамивир (тамифлю)
Зидовудин (азидотимидин, ретровир)
Тилорон (амиксин, лавомакс)
Кагоцел.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 503 – 508, 534 – 540, 515 – 521, 527 – 534.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 821 – 832, 896 – 904, 855 – 869, 871 – 896.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 49
Тема: «Антигельминтные, противогрибковые средства»
Актуальность темы:
Известно около 100 видов грибов, способных вызывать заболевания у человека и животных. Многие возбудители микозов относятся к числу особо опасных, в виду их высокой контагиозности. Отдельные виды микозов могут заканчиваться смертельным исходом. Широкая распространенность гельминтозов и грибковых заболеваний обуславливает необходимость получения глубоких знаний по антигельминтным и противогрибковым ЛС у студентов по специальности «Фармация» с целью возможности оказания консультативной помощи по рациональному применению препаратов данных фармакологических групп.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных гельминтных и грибковых заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антигельминтных, противогрибковых средств;
- механизмы, типы, спектры действия антигельминтных, противогрибковых средств;
- рациональное применение антигельминтных, противогрибковых средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антигельминтных, противогрибковых средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антигельминтных, противогрибковых средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антигельминтных, противогрибковых средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антигельминтными, противогрибковыми средствами (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых групп препаратов.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
Анализ результатов исходного уровня знаний.
-
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Как называют паразитических червей? (гельминтами или глистами) -
На какие группы можно разделить гельминтозы по эпидемиологическому признаку? (гельминтозы и биогельминтозы) -
Как называется комплекс мероприятий, направленных на излечение больных и предохранение внешней среды от рассеивания инвазивного материала? (дегельминтизация) -
Как называется комплекс мероприятий, направленных на уничтожение паразитов на всех стадиях жизненного цикла всеми доступными средствами? (девастация) -
Как называются заболевания, вызванные круглыми глистами? (нематодозами) -
Как называются гельминтозы, вызванные ленточными червями? (цестодозами) -
Как называются гельминтозы, вызванные сосальщиками? (трематодозами) -
Как называется заболевание, вызванное острицами? (энтеробиоз) -
Как называется заболевание, вызванное власоглавом? (трихоцефалез) -
Как называется заболевание, вызванное вооруженным цепнем? (тениоз) -
Как называется заболевание, вызванное невооруженным цепнем? (тениаринхозом) -
Где локализуются гельминты при фасцилезе? (в печени и желчных протоках) -
Какие препараты применяют при аскаридозе? (левамизол, пиперазин, нафтамон, комбантрин, вермокс) -
Какие средства применяют при кишечных цестодозах? (экстракт мужского папоротника, фенасал) -
Какие средства применяют при внекишечных нематодозах? (дитразин) -
Какие средства эффективны при внекишечных трематодозах? (хлоксил, антимонила натрия тартрат, празиквантель) -
Как называются грибковые заболевания людей и животных? (микозы) -
На какие группы делятся микозы по локализации поражения? (глубокие микозы и дерматомикозы) -
Какие антибиотики применяются при глубоких микозах? (амфотерицин В) -
Какие антибиотики применяют при кандидамикозах? (нистатин, леворин) -
К какой группе антибиотиков по химической структуре относятся нистатин, леворин? (полиеновые) -
Какой антибиотик применяется для лечения дерматомикозов, за исключением кандидозов? (гризеофульвин) -
Каким микроорганизмом продуцируется гризеофульвин? (Pennicillium nigricans) -
Чем лучше запивать гризеофульвин для повышения биодоступности? (растительным маслом или рыбьим жиром) -
Какие препараты, производные имидазола, применяют для лечения дерматомикозов? (кетоконазол, миконазол, клотримазол) -
Жидкость лимонно-желтого цвета для лечения дерматомикозов? (нитрофунгин) -
Противогрибковый препарат 3-го поколения, высокоэффективный в отношении онихомикозов? (тербинафин) -
Какие антисептические средства применяют для лечения дерматомикозов? (препараты йода, резорцин, калия перманганат, к-та салициловая, молочная, дёготь) -
Что такое кератолитическое действие? (разрушение рогового слоя эпидермиса) -
Назовите кератолитическое средство? (мазь с содержанием салициловой кислоты больше 10%) -
Что такое эпилирующее действие? (удаление волос).