Файл: Образовательного учреждения высшего образования ставропольский государственный педагогический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 891

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Издательство

Пятигорск, 2018

ББК 81.2. Рус-9 М54

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Основные вопросы

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка в начальной школе

Принципы обучения

Из истории методики преподавания русского языка в начальной школе

Вопросы и задания

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Основные вопросы

Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

Требования к современному уроку русского языка в начальной школе

На уроках русского языка формируются следующие УУД:

Цели:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип № 2. Урок рефлексии

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Структура урока систематизации знаний

Тип №4. Урок развивающего контроля

Структура урока развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Основные вопросы

Буквенный период

Умения, формируемые в процессе обучения грамоте

Письмо

Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Уметь:

Письмо

2.1 Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Уметь:

Письмо

Уметь:

Планируемые результаты (метапредметные, личностные)

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИю

Основные вопросы

Компоненты навыка чтения

ФГОС

3. Работа по формированию навыка чтения

4. Схемы, используемые в процессе обучения чтению

Физкультминутка

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Основные вопросы

Задачи обучения орфографии:

Орфографические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи:

Умения, формируемые в процессе обучения лексике

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИю В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Словообразовательные понятия, изучаемые в начальной школе

Упражнения по словообразованию

Порядок разбора слов по составу

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Задачи:

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе

Морфологические упражнения

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения синтаксису:

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАцИИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Задачи обучения пунктуации:

Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ шКОЛЕ

Основные вопросы

Обязательный минимум содержания обучения

Типы текста в русском языке.

Умения, формируемые в процессе развития речи в начальной школе

Упражнения по развитию речи

Методика работы над сочинением

Вопросы и задания

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Теоретические понятия, изучаемые в начальной школе


Основной единицей морфологии является словоформа слово в его грамматическом значении.

Часть речи (знаменательные (самостоятельные) и служебные части

речи) – это категория слов языка, которая определяется синтаксически- ми и морфологическими признаками.

В школьной практике принята классификация, по которой выделя- ются слова с собственным лексическим значением (самостоятельные части речи) и служебные слова, которые обозначают отношения между явлениями действительности, названными самостоятельными частями речи, и употребляются только в соединении с ними для оформления предложений.

Самостоятельные части речи (слова, называющие предметы, их действия, различные признаки): имя существительное, глагол, имя при- лагательное, имя числительное, местоимение, наречие, причастие, дее- причастие, слова категории состояния.

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними): предлог, час- тицы, союзы, междометия.

Второй признак, по которому разделяют все части речи, – это спо- собность к изменению формы, т.е. изменяемые и неизменяемые части речи.

При анализе признаков частей речи следует различать классифика- ционные (постоянные) признаки частей речи и словоизменительные (непостоянные) признаки.


Классификационные признаки характеризуют часть речи в целом и выделяют ее среди других лексико-грамматических классов слов.

Словоизменительные признаки характеризуют конкретную слово- форму, которая употребляется в речи.

  1. Умения, формируемые в процессе обучения морфологии


Умения и навыки, формируемые в процессе обучения морфологии.

  1. задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос;

  2. определять частеречную принадлежность слова;

  3. разграничивать формы одного слова и разные слова;

  4. приводить все формы данного слова;

  5. разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

  6. соотносить грамматические значения с информацией о внеязыко- вой действительности, указывать на соответствия и несоответс- твия между ними;

  7. склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нор- мами;

  8. определять грамматическое значение формы слова и средства его выражения;

  9. указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;

  10. находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления;

  11. группировать слова и словоформы по заданным основаниям;

  12. производить морфологический разбор слов разных частей речи.



  1. 1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   52

Морфологические упражнения


Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные де- тьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографи- ческих, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью исполь- зуются следующие упражнения:

  • морфологический анализ;

  • полный или частичный морфологический разбор слова;

  • формообразование слов, постановка слова в указанной форме;

  • конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;

  • нахождение части речи в предложении, в тексте;

  • словообразование частей речи.

  • опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

  • подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

  • группировка слов по частям речи, их разрядам;

  • составление парадигмы слова;

  • разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

  • составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными при- мерами;

  • наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;

  • наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;

  • наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.



Вопросы и задания


  1. Укажите основные задачи изучения морфологии в школе:

а) формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей
речи»;

б) выработка практических умений и навыков правильного слово- изменения, а, следовательно, грамотной и правильной речи;

в) обучение морфологическому разбору;

г) формирование умений и навыков определения морфологичес- ких признаков слов.

  1. Обозначьте цифрами последовательность морфологического раз- бора:

а) Укажите морфологические признаки, постоянные и непосто- янные.

б) Определите синтаксическую роль.

в) Укажите общее значение и начальную форму.

  1. Охарактеризуйте содержание работы по морфологии в начальных классах. Для этого:

а) перечислите основные морфологические понятия, формируе- мые у детей;

б) назовите (для каждой части речи) те грамматические катего- рии, которые дети практическим путем учатся оперировать.

  1. Проанализируйте материал нескольких альтернативных букварей и учебников русского языка для 1 класса. В каких из них есть ма- териал для первоначального знакомства детей с элементами мор- фологии? Какое содержание и какие способы работы предлагают авторы?

  2. Перед Вами некоторые приемы, с помощью которых можно при- влечь внимание школьников к тем или иным морфологическим понятиям, отдельным морфологическим категориям, объясните суть каждого из приемов и решите, при изучении каких тем мож- но использовать:


  • предложить для восприятия текст, в котором опущены слова интересующей нас части речи;

  • попросить, например, по картине составить небольшой текст из одних имен прилагательных, имен существительных, глаго- лов;

  • записать текст с назойливым повторением слова, устраняемым с помощью местоимения;

  • предъявить предложение, текст, в котором слова интересую- щей нас части речи стоят в начальной форме;

  • предложить словосочетания в нарушенным согласованием;

  • дать текст, предложение, в котором перепутаны формы числа или рода (например, существительное единственного числа, а связанное с ним прилагательное множественного и т.п.).

Попробуйте обобщить: какой единый способ привлечения внимания к грамматическим понятиям и категориям предложен в этих примерах.

Литература


  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). М.: «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.

  3. Гришунина А.С. Изучение морфологии в начальной школе // Ак- туальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ – семья – школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2010. – С. 22–23

  4. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учеб- ное пособие для студентов высших педагогичских учебных заве- дений. – М.: Академия, 2007. – 304 с.

  5. С.Ф. Жуйков. «Психология усвоения грамматики в начальных классах». – М., Просвещение, 2009.

  6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава- ния русского языка в начальных классах. М. «Академия», 2012.