Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1817

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

Банковские услуги


Всего в Пскове работает 54 объекта банковского присутствия из 140, функционирующих на территории Псковской области.

Сбербанк занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг Пскова и Псковской области. ПАО Сбербанк имеет в области 87 внутренних структурных подразделений, тогда как второй по этому показателю банк АО «Россельхозбанк» располагает сетью из 8 внутренних структурных подразделений.

В ближайшей перспективе на рынке кредитования и депозитных операций сохранится невысокий уровень конкуренции, связанный с существенной долей рынка у банков с государственным участием, что обусловлено:

возможностью формирования банками с государственным участием более дешевых долгосрочных пассивов и, как следствие, предложения ими кредитных продуктов с более низкой процентной ставкой;

распространенностью филиальной сети в целом по стране, что позволяет снижать затраты на внутрибанковские переводы внутри страны;

практическим отсутствием в регионе рекламы кредитных учреждений, за исключением лидеров данного рынка, распространяющих рекламу, в первую очередь, на федеральном уровне;

сокращением количества кредитных организаций в стране и, как следствие, переходом граждан в финансовые организации с государственным участием, которые представляются населению более надежными.

Депозитно-кредитные операции банков в регионе (банковская статистика отдельно по городу Пскову отсутствует) характеризуются следующими данными.
Таблица150СтруктурабанковскогосектораПсковскойобласти




На 01.01.2020

Региональные кредитные организации

2

Филиалы инорегиональных банков

4

Внутренние структурные подразделения

134



За период 2015-2019 гг. количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных, операционных и кредитно-кассовых офисов банков на территории Псковской области снизилось на 25%.



Рис. 48 Динамика числа количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных,операционных и кредитно-кассовых офисов банков на территории Псковской области, на01январясоответствующегогода.
Индексы, характеризующие развитие банковского сектора региона, рассчитываемые ЦБ РФ:

Институциональная насыщенность банковскими услугами - отношение количества подразделений кредитных организаций на 1000 жителей области к алогичному показателю по РФ в целом. Показатель 1,05 для 2019 года говорит, что число кредитных организаций на 1000 жителей в Псковской области на 5% больше чем в среднем по РФ. Насыщенность банковскими услугами в области снижается последние два года. В 2019 году значение индекса уже лучше, чем в среднем по СЗФО.

Финансовая насыщенность банковскими услугами - отношение объема кредитов, выданных физическим и юридическим лицам области к ВРП и относительно аналогичного показателя, рассчитанного для России в целом. Показатель 0,90 для 2019 года говорит, что число удельный объем кредитования в Псковской области на 10% ниже среднего по РФ. Показатель растет последние два года.

Индекс развития сберегательного дела - отношение объема вкладов на душу населения к денежным доходам на душу населения относительно аналогичного показателя, рассчитанного для России в целом. Показатель 0,72 для 2019 года говорит, что число удельный объем сбережений в банках у жителей Псковской области на 28% ниже среднего

по РФ. Показатель незначительно растет последние два года, но сон существенно ниже среднего по СЗФО.
Таблица151Индексыинституциональногоразвитиябанковскогосектора







01.01.16

01.01.16

01.01.17

01.01.18

01.01.19

Институциональная насыщенность банков-скими услугами

Псковская обл.

1,08

1,09

1,16

1,09

1,05

СЗФО

1,13

1,20

1,20

1,11

1,03

Финансовая насы- щенность банков- скими услугами

Псковская обл.

0,96

0,88

0,84

0,86

0,90

СЗФО

1,08

1,0

0,9

0.95

0,98

Индекс развития сберегательного дела

Псковская обл.

0,69

0,66

0,67

0,68

0,72

СЗФО

1,17

1,1

1,1

1,14

1,18


По данным исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в 2018 и

2019 годах в ходе Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, по индексу финансовой грамотности49 населения Псковская область была отнесена в рейтинге всех российских регионов к группе Группа E (места 70-85). Низкий уровень
финансовой грамотности населения региона ограничивает использование населением современных финансовых инструментов и банковских продуктов, что может выступать ограничением для социально-экономического развития города.

Количество действующих на территории области банковских карт по состоянию на 01.01.2020 составило 976,2 тыс. штук (прирост за год – 1,3%). В 2019 году продолжился рост эмиссии платежных карт «Мир» (удельный вес указанных карт вырос с 21,3% до 29,2%), при сокращении доли банковских карт, эмитированных в рамках международных платежных систем (на 01.01.2019 78,6% банковских карт было эмитировано в рамках международных платежных систем – MasterCard Int. и VISA Int., на 01.01.2020 их доля сократилась до 70,5%). В Псковской области на 01.01.2020 было выпущено 285 290 карт

«Мир». Всего на территории региона в 2019 году посредством банковских карт было совершено 13,3 млн операций по получению наличных денег в банкоматах и кассах банков на сумму 87,8 млрд. рублей и 77,7 млн безналичных транзакций в торгово- сервисных предприятиях по оплате товаров и услуг на сумму 55,5 млрд рублей. По сравнению с 2018 годом рост безналичных операций по количеству составил 35,7%, по сумме – 23,1%, операции по получению наличных денег сократились по количеству на 5,9%, по сумме незначительно выросли – на 1,5%. Доля операций по оплате товаров и услуг в общем объеме операций, совершенных на территории региона с использованием банковских карт выросла с 34,3% в 2018 году до 38,7% в 2019 годуТаблица 152 - Сведенияобоперациях,совершенныхнатерриториирегионасиспользованиемплатежныхкарт

Наименование показателя

2018 год

2019 год

прирост, %

Количество операций, ед.

71 351 296

90 967 790

27,49

по получению наличных денег

14 094 560

13 258 847

- 5,93

по оплате товаров и услуг

57 256 736

77 708 943

35,72

Объем операций, тыс. руб.

131 527 485,22

143 254 765,30

8,92

по получению наличных денег

86 470 739,39

87 792 410,88

1,53

по оплате товаров и услуг

45 056 745,83

55 462 354,42

23,09

Средняя сумма операции, тыс. руб.

1 ,84

1,57

-14,67

по получению наличных денег

6,14

6,62

7,82

по оплате товаров и услуг

0,79

0,71

-10,13


Уровень обеспеченности региона инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт, характеризуется положительной динамикой роста. Для проведения безналичных операций на 1 января 2020 года было установлено 13 294 электронных терминала, что превысило аналогичный показатель 2018 года на 12,6%. Следует отметить и увеличение количества банкоматов, установленных на территории региона. Их количество выросло почти на 15% по сравнению с 1 января 2019 года и составило 739 единиц.





49 Индекс отражает способность человека к разумному управлению личными финансами и состоит из нескольких отдельных компонент знаний в области финансов, навыков управления финансами, установок в отношении финансов.

Анализ рынка банковских карт в регионе в целом свидетельствует о положительных тенденциях развития электронного средства платежа: высокие темпы роста безналичных розничных платежей с использованием платежных карт, развитие соответствующей инфраструктуры, способствующей расширению доступности платежных услуг банковской системы для населения. Рост активности обращения населения региона при проведении платежей к инфраструктуре, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт, является предпосылкой для дальнейшей трансформации наличных расчетов в безналичные операции посредством банковских карт.

Рост использования дистанционных каналов доступа к финансовым