Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1765

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения


Таблица158Динамикавкладовфизическихлиц

Дата

Депозиты физических лиц, тыс. руб.






50 https://raexpert.ru/researches/publications/vedomosti_feb26_2020

Дата

Депозиты физических лиц, тыс. руб.

01.01.2015

40 274

01.01.2016

47 994

01.01.2017

51 333

01.01.2018

56 419

01.01.2019

62 872

01.01.2020

68 198


Вклады населения Псковской области в кредитных организациях выросли за рассматриваемый период на 27 924 тыс. руб. (+69%) и составили 68 198 тыс. руб.

Рост выдачи кредитов населению связан со снижением процентных ставок по кредитам наличными, с развитием продуктового ряда и повышением уровня и качества сервиса, реализацией зарплатных проектов, программ по повышению финансовой грамотности, развитием банкоматной сети, диджитализацией банковских услуг.

2019 год кредиты населения растут быстрее депозитов. Если в 2016-2018 гг. депозиты превышали кредиты на 30-40%%, то на начало 2020 г. превышение на 19%.

Ситуация в сегменте депозитных операций с населением является стабильной – на протяжении последних трех лет состав и совокупная доля лидеров являются неизменными. В данном сегменте лидерами также являются банки с государственным участием - ПАО Сбербанк,
Банк ВТБ (ПАО) и АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК».
Таблица159-Лидерырынкадепозитныхоперацийсфизическимилицами(%)




01.01.2018

01.01.2019

01.01.2020

ПАО Сбербанк

64,3

62,5

60,7

Банк ВТБ (ПАО)

7,2

8,6

10,1

АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

8,9

9,4

9,7

Доля рынка лидеров

80,4

80,5

80,5


Состав лидеров на региональном рынке не отличается от общероссийской картины. Как и в Псковской области, так и в целом по стране первая тройка лидеров выглядит аналогично. Как показали результаты опроса, проведенного в 2019 году среди субъектов МСП Псковской области51, наиболее востребованными среди них банковскими услугами являются (используют респонденты, субъекты МСП)

расчетно-кассовое обслуживание – 86%

дистанционный доступ к банковским счетам 69%

зарплатные проекты 44%

кредитные линии 26%

залоговые кредиты 24%

Аналогичная ситуация складывалась и в 2018 году.

В качестве причин неудовлетворенности работой финансовых организаций Псковской области респонденты отметили следующие факторы:

  1. Ценовые:

    • высокая стоимость кредитов – отметили 40,2% респондентов;





51 Результаты опроса среди представителей субъектов МСП юридических лиц, проводимого Банком России в 2018-2019 годах с целью оценки в региональном разрезе уровня востребованности финансовых

услуг для бизнеса, удовлетворенности этими услугами и работой российских финансовых организаций.

    • высокая стоимость расчетно-кассового обслуживания – 18,5%;

  1. Условия предоставления финансовых услуг:

    • требования к кредитам, предоставляемым в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в т. ч. требования к залогу) 40,2%;

    • длительные сроки рассмотрения заявки на кредит 20%.

  1. Обслуживание в финансовых организациях:

    • отсутствие или ограниченный выбор финансовых организаций или финансовых услуг в населенном пункте – 18,5%;

    • некачественное обслуживание банков, непрофессионализм и некомпетентность работников – 11,4%.

Удовлетворены работой банков 82,3% субъектов МСП.

Доступность банковских отделений в Псковской области субъекты МСП в целом оценивают, как достаточно высокую – 89,2% респондентов удовлетворены количеством и удобством расположения банковских отделений.
Выводы
Всего в Пскове работают структурные подразделения 23 кредитных организаций. Безусловным лидером банковского сектора является ПАО Сбербанк, который занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг Пскова.

Доминирование Сбербанка определяет низкий уровень конкуренции па рынке кредитования и депозитных операций. За период 2015-2019 гг. кредитный портфель юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократился на 26,4%. Сокращение объемов кредитования косвенно свидетельствует о снижении инвестиционной активности предприятий. Население Псковской области увеличило свою задолженность перед кредитными
организациями за пять лет на 55,6%. Рост объемов кредитования физических лиц отражает развитие потребительского сектора. Качество кредитного портфеля физических лиц последние три года только улучшается. Сильные стороны финансового рынка Псковской области:

  • превышающий общероссийский уровень обеспечения населения точками банковского обслуживания;

  • наличие в регионе особой экономической зоны;

  • отсутствие административных барьеров на региональном финансовом рынке;

  • потенциал расширения клиентской базы финансовых организаций в результате увеличения туристического потока.

Основным фактором, сдерживающим развитие финансового рынка в регионе, является низкий уровень доходов населения, высокая доля убыточных предприятий, низкий уровень финансовой грамотности населения.

Банковские продукты и услуги, доступные физическим и юридическим лицам в банках Пскова, соответствуют услугам, предоставляемым банками в других городах РФ, но низкий уровень финансовой грамотности населения региона ограничивает использование населением современных финансовых инструментов и банковских продуктов. Развитие рынка банковских услуг Пскова будет определяться развитием этих услуг в целом в РФ и развитием финансовой грамотности населения Пскова.

Инвестиции


Объемы инвестиций в основной капитал (далее по тексту главы ОК) не демонстрируют растущего тренда. Номинально период 2015-2018 гг. объем инвестиций в ОК рос, но в 2019 году объем инвестиций в ОК снизился на 15% по сравнению с 2018

годом. Индекс физического объема52 инвестиций в ОК в 2017 и 2019 годах менее 1,00, что показывает фактическое снижение показателя относительно предыдущего года. Для 2019 года это снижение существенно.



Рисунок.49-Псков.Динамикаинвестициивосновнойкапитал(ОК),млн.руб.



Рисунок50Индексфизическогообъемаинвестициивосновнойкапитал
Таблица160ДолявобъемеинвестицийвОКПсковавобъемеинвестицийвОКПсковскойобласти– расчетыавторов, %




2015

2016

2017

2018

2019

Доля в объеме инвестиций в ОК Псковской области

26

32

30

32

26

Динамика (год к году)

-

24

2

15

-16

По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Псков существенно