Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1782

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения



Таблица181Сравнениедоходовирасходовбюджетоврелевантныхрегиональныхцентров,млн.руб.




2018

Доход ы к расход

ам

2019

Доходы к расхода

м


доходы


расходы


доходы


расходы

Смоленск

5503

5611

-1,9%

6741

6810

-1,0%

Тверь

7794

8176

-4,7%

9710

10032

-3,2%

Петрозаводск

5717

5812

-1,6%

7059

7043

+0,2%

Вологда

7902

7984

-1,0%

8806

9818

-10,3%

В. Новгород

5718

5709

+0,2%

5999

6358

-5,6%

Псков

4666

4645

+0,5%

5361,5

5410,5

-0,1%

Большинство сравнимых городских бюджетов – дефицитные. «Нормальное» превышение расходов над доходами – 2,5%.
Таблица182Сравнениеудельныхдоходовирасходовбюджета,тыс.руб.наодногожителя




Расходы


рост

Доходы


рост

2018

2019

2018

2019

Смоленск

17,0

20,7

+22%

16,7

20,5

+23%

Тверь

19,5

23,8

+22%

18,6

23,1

+24%

Петрозаводск

20,8

25,1

+21%

20,5

25,2

+23%





Расходы




Доходы




Вологда

25,6

31,5

+23%

25,3

28,2

+12%

В. Новгород

25,6

28,3

+11%

25,7

26,7

+4%

Псков

22,1

25,7

+24,1%

22,2

25,5

+13%

Уровень доходов бюджета в 25,7 тыс. руб. на одного жителя города Пскова является средним показателем среди представленных городов (среднее значение 25,8 тыс. руб.), а расходов – 25,5 тыс. руб. выше среднего (24,8 тыс. руб.).
Муниципальныйдолг.
Таблица183Анализдолговойустойчивости,%





Показатель



2015



2016



2017



2018



2019


2020

(п)

Изменение 2019 к 2018г.

Изменение 2020 к 2019г.

Абсолю тных величин

Темп прирост а, %

Абсолю тных величин

Темп прирост а, %

1

Отношение объема муниципального долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений


30,0


29,6


32,8


31,9


35,7


40,3


3,8


11,9


4,6


12,8

2

Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций



2,9



2,2



2,1



1,434



1,3



1,1



-0,134



-9,3



-0,2



-15

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)



34,0



35,3



30,7



33,0



33,1



39,2



0,1



0,3



6,1



18,4


Таблица184Данныеосостояниимуниципальногодолга




2015

2016

2017

2018

2019

2020 (п)

Размер МД в тыс. руб.

480 000

480 000

556 000

543 000

600 000

717 000

Отношение объема МД к общему объему доходов бюджета (без учета безвозмездных

поступлений),%

30

29,6

32,8

31,9

35,7

40,3

Верхний предел МД на

конец года

584

600

600

660

650

717

Расходы на

обслуживание МД, тыс. руб.

69632,6

71275,2

57333,2

46271,9

49975,2

48129,0

Налоговые и

неналоговые доходы, тыс. руб.

1598772,8

1621446,6

1695579,9

1704396,6

1678520,9

1779014,2

Дотации, тыс. руб.

16559

2000

52359

118121

111437

-

Налоговые и

неналоговые +дотация, тыс. руб.

1615331,8

1623446,6

1747938,9

1822517,6

1789957,9

1779014,2

Погашение МД, тыс.

руб.

480 000

502 000

480 000

556 000

543000

650 000

Расходы на

обслуживание МД+ погашение МД, тыс. руб.

549632,6

573275,2

537333,2

602271,9

592975,2

698129,0



Размер муниципального долга ежегодно увеличивается. В 2019 году размер долга на начало года составил почти 93% предельного значения муниципального долга. Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в Пскове в 2019 году (по данным бюджетного отдела Финансового управления г. Псков) составило 35,7%, что является высоким значением показателя по классификации субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости.

Расходы на обслуживание муниципального долга ежегодно сокращаются за счет понижения процентной ставки банка.




Рисунок53Динамикамуниципальногодолга

Таблица185КлассификациясубъектовРоссийскойФедерациипогруппамдолговойустойчивости

Показатель

Пороговое значение

Группа долговой устойчивости

Что характеризует

Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений

> 85%

50-85%

≤ 50%

Низкая Средняя Высокая

Уровень общей долговой нагрузки

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций

> 8%

5-8%

≤ 5%

Низкая Средняя Высокая

Способность обслуживать долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям)

> 18%

13-18%

≤ 13%

Низкая Средняя Высокая

Уровень текущей долговой нагрузки на бюджет



Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает два основных показателя долговой устойчивости: предельный объем государственного долга и объем расходов на обслуживание долга.

Согласно показателям, приведенным в таблице 185, а также, статье 107.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации «Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)», определили группу долговой устойчивости города Пскова (по итогам анализа за 2015-2019 год).

Отношение объема муниципального долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений – от 29,6 до 35,7 % характеризует высокий общий уровень долговой нагрузки.

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций – от 1,3 до 2,9% (характеризует высокий уровень способности обслуживать долговые обязательства без ущерба для других направлений расходов).

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям) – 30,7 до 35,3 % (низкий уровень текущей долговой нагрузки на бюджет).

По результатам анализа представленных отчетов и информации финансового управления, можно сделать следующие
Выводы
Бюджет города является дотационным и дефицитным. Рост доходов бюджета города Псков за пять лет на 55% был обеспечен за счет безвозмездных поступлений. Рост собственных доходов за пять лет составил всего 5%, тогда как поступления из

вышестоящих бюджетов увеличились почти вдвое. Доля таких поступлений более 60%. Отмечается нестабильность и сложная