Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1771

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения

собственная бухгалтерия и др.

С 2018 года Агентство политических и экономических коммуникаций (далее АПЭК) составляет рейтинг эффективности управления в городских округах Российской Федерации.

Всего было проведено три рейтинга. Исследователи отмечают корреляцию между эффективностью региональных органов управления и эффективностью органов местного самоуправления соответствующего региона, но в то же время обращают внимание на то, что в целом по стране уровень эффективности управления в городских округах невысок. Это связно с тем, что муниципалитеты несут ответственность за решение сложных и

болезненных вопросов социально-экономического характера, находятся в непростых финансовых условиях и рамках, установленных федеральным и региональным законодательством.

Рейтинг делится на два блока, по каждому из которых проводится своя оценка, а именно: политико-управленческий и социально-экономический блоки.

На графике (Рисунок 56) представлены результаты города Пскова в указанном рейтинге. Несмотря на отрицательную динамику присвоенных баллов, Псков сменил место в рейтинге с 54 на 40. Это может свидетельствовать об общей среди городов России отрицательной тенденции по всем показателям.



Рисунок56динамикаприсутствияПсковаврейтингегородскихокругов
В составе третьего рейтинга АПЭК по общему показателю Псков занимает 40 место, опережая Великий Новгород (место 43), Смоленск (место 61), Тверь (место 68), Петрозаводск (место 79) Архангельск (место 91), но уступая Вологде ( место 35).
Осистеместратегическогопланирования
города.
Под управлением стратегическим развитием города понимается: принятые городом генеральные цели, направления, принципы и методы действий органов управления городом в экономической и социальной сфере на долгосрочную перспективу.

Стратегическое планирование развития города является элементом процесса стратегического управления его развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанных этапа:

  • Первый этап Разработка стратегии социально-экономического развития города;

  • Второй этап Формирование комплекса мероприятий по реализации стратегического плана развитием города;

  • Третий этап Контроль за процессом реализации стратегического плана развитием города.

При осуществлении анализа существующей системы стратегического планирования города Пскова, в том числе действующих документов в области стратегического развития и итогов их реализации, были исследованы соответствующие нормативно-правовые акты, имеющиеся в публичном доступе, и установлено следующее.

Согласно ст.11 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации», к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

  1. стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

  2. план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

  3. прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

  4. бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

  5. муниципальные программы


На официальном портале Администрации города Пскова, в подразделе «Стратегия развития города Пскова» раздела Комитета социально-экономического развития размещены документы, которыми руководствуется администрация при стратегическом планировании.

Данные документы можно разделить на три группы: 1) принятые до принятия Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; 2) после, когда необходимо было внести изменения в существующие документы стратегического планирования и 3) документы, связанные с разработкой новой стратегии.

Из представленных документов видно, что этапы стратегического планирования в целом соблюдены: утверждена Стратегия развития города Пскова до 2020 года, где определены главные цели развития города, принята Программа действий администрации и Положение о порядке мониторинга Программы действий Администрации города Пскова по реализации Стратегии развития города до 2020 года. Однако, что касается формирования комплекса мероприятий по реализации стратегического плана развитием города и контроля за процессом реализации стратегического плана развитием города, то стоит отметить, что эти этапы относились и реализованы только на период 2012-2014 гг.

В целях повышения эффективности управления развитием Пскова, выработке согласованных решений по вопросам обеспечения реализации Стратегии на основе координации и контроля процесса достижения стратегических целей, а также результатов их достижения в
2012 году создан Совет стратегического развития города Пскова. Положение о Совете и его состав утверждены решением Псковской городской Думы от 30.05.2012 №132. Информация о работе данного Совета, о принятых и реализованных решениях в публичном доступе отсутствует.

Постановлением Администрации города Пскова от 09.07.2012 №1980 была утверждена Программа действий Администрации города Пскова на 2012 – 2014 годы по реализации Стратегии развития города Пскова до 2020 года, ставшая инструментом управления процессом реализации Стратегии на среднесрочный период в 2012-2014 годах. Данным постановлением утверждены ключевые показатели и план мероприятий по реализации программы действий на 2012-2014гг.

Для контроля реализации (достижения) показателей развития города, предусмотренных Стратегией, Постановлением Администрации города Пскова от 27.12.2012 № 3378 утверждено Положение о порядке мониторинга Программы действий Администрации города Пскова по реализации Стратегии развития города до 2020 года, которое действовало на период Программы действий. Информация в виде отчетов об исполнении Программы действий Администрации города Пскова на 2012 – 2014 гг. по реализации Стратегии развития города Пскова до 2020 года, в период 2012 – 2014 гг. размещена на сайте. Согласно Постановлению № 3378, общую координацию деятельности по проведению мониторинга Программы действий, а также методическое сопровождение разработки требуемых материалов о результатах мониторинга осуществлял Комитет социально-экономического развития и потребительского рынка Администрации города Пскова.

Структурного подразделения, обеспечивающего управление стратегическим развитием города Пскова, координацию действий Администрации по реализации стратегических целей развития города, а также отвечающего за систему стратегического планирования и развития,
в структуре Администрации не создано.

Комитет социально-экономического развития, преобразованный в 2015 году из Комитета социально-экономического развития и потребительского рынка, в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным Администрацией в 2015 году, с изменениями, вступившими в силу в декабре 2018 года, функциями управления стратегическим

развитием города наделен частично.

Комитет осуществляет полномочия в сфере социально-экономического анализа и планирования, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечение открытости и гласности процедуры осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Пскове.

Комитет занимается прогнозированием развития, осуществляет перспективное планирование, проводит информационно-аналитическую работу для разработки управленческих решений; разрабатывает и реализует меры поддержки развития МСП и социально-ориентированным некоммерческим организациям; координирует работу с целевыми программами, а также ведёт анализ, контроль и содействие реализации целевых программ, исполнителем которых является, а также исполняет иные задачи..

Как следует из главной страницы Комитета, размещенной на официальном портале, в перечень основных задач комитета не входит координация деятельности по стратегическому планированию и стратегическому управлению развитием города.

За исследуемый период с 2015 по 2020 гг. отсутствует информация о принятых документах в части реализации Стратегии: среднесрочный план , программа действий