ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2881
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. Дигитоксин выводится преимущественно печенью, дигоксин – почками.
Ответьте на вопросы:
-
Какой из препаратов лучше всасывается из ЖКТ в кровь? -
У какого препарата выше уровень свободных молекул в крови? -
От какого препарата быстрее развивается фармакологический эффект? -
У какого препарата фармакологический эффект длится дольше? -
Какой препарат быстрее выводится из организма? -
Для какого препарата следует проводить коррекцию дозирования, если он назначен больному с нарушением функции печени?
Задание 2
Используя таблицу, выберите фармакологические параметры, характеризующие процессы:
А. Всасывания
Б. Распределения
В. Выведения.
Фармакокинетический показатель | Условное обозначение; единицы измерения |
Константа скорости всасывания (абсорбции); характеризует скорость поступления лекарственного вещества из места введения в системный кровоток при внесосудистом способе введения | К01 мин-1, ч-1 |
Максимальная концентрация лекарственного вещества в крови | СМАКС мкг/мл, мг/л |
Время достижения максимальной концентрации в крови | tмакс мин, ч |
Равновесная концентрация лекарственного вещества - концентрация, которая устанавливается в плазме крови в условии, когда количество всасывающегося в кровь лекарственного вещества равно количеству выводимого | СSS ммол/л, мкг/мл, нг/мл |
Кажущийся объем распределения – условный объем жидкости, в котором нужно растворить введенную в организм дозу лекарственного вещества, чтобы получилась концентрация, равная концентрации препарата в плазме крови | Vd л, мл |
Период полуэлиминации (полужизни) – время снижения концентрации лекарственного вещества в крови на 50% | Т1/2 мин, ч |
Константа скорости элиминации – характеризует скорость элиминации препарата из организма путем метаболизма и экскреции | КЭЛ мин-1, ч-1 |
Общий клиренс – объем плазмы крови, очищающийся от лекарственного вещества путем метаболизма и экскреции почками, печенью, железами за единицу времени | ClОБЩ мл/мин, л/ч |
Площадь под кривой «концентрация – время» - площадь фигуры, ограниченной фармакокинетической кривой и осями координат | AUC мкг (нг) • мин (ч) • мл-1 |
Биодоступность – часть введенной дозы лекарственного вещества, поступившая в системное кровообращение в неизмененном виде | F % |
Проверка домашнего задания, лекционного конспекта.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.С. 39-52.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А.. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С .48-54.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 8
Тема: «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС»
Актуальность темы:
Фармакологический эффект представляет собой результат взаимодействия лекарственного вещества с организмом. Для достижения эффективной и безопасной терапии необходимо уметь подбирать лекарственные средства с определенным типом действия, знать локализацию их действия, принципы дозирования. Учение о фармакодинамике служит для провизоров теоретической основой для осуществления определенных видов анализа и коррекции рецептов, а также для консультативных разъяснений по вопросам рационального применения лекарственных средств.
Цель занятия:
Сформировать у студентов представление о параметрах фармакодинамики: фармакологических эффектах; локализации и механизмах действия; о типах и видах действия ЛС; о факторах, влияющих на действие ЛС; о дозировании ЛС.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- локализацию и механизмы действия ЛВ;
- типы и виды действия ЛВ;
- фармакологические эффекты ЛС;
- факторы, влияющие на действие ЛС;
- принципы индивидуального подбора доз и рационального применения
ЛС.
Уметь:
- анализировать фармакодинамические сведения, содержащиеся в аннотациях к ЛС;
- давать больным рекомендации по рациональному приему препаратов с учетом фармакодинамических особенностей ЛС.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения;
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 15 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин 80 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. |
|
6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (80 мин).
5. Контроль выполнения домашнего задания, лекционного конспекта (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Изменения функций органов и систем организма, вызываемые применением ЛВ называется? -
Перечислите типы действия ЛВ? -
Назовите типы рецепторов по чувствительности к медиаторам? -
акая самая прочная межмолекулярная связь? -
Какая связь относится к наиболее слабым? -
Способность вещества связываться с рецептором, в результате чего образуется комплекс «вещество – рецептор» называется? -
Способность вещества при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать определенные эффекты называется? -
Вещества, обладающие аффинитетом и внутренней активностью называются? -
Вещества, которые при взаимодействии с рецепторами вызывают максимальный эффект, или обладают максимальной внутренней активностью называются? -
Вещества при взаимодействии с рецепторами вызывают эффект, значительно меньше максимального называются? -
Вещества, обладающие аффинитетом, но лишенные внутренней активности называются? -
Антагонисты, занимающие те же рецепторы, что и агонисты, и способные вытеснять друг друга из связи с рецепторами называются? -
Антагонисты, занимающие участки макромолекулы, не относящиеся к специфическому рецептору, но взаимосвязаные с ним называются? -
Количество вещества, рассчитанное на один прием называется? -
Какие дозы вы знаете? -
Какие дозы относят к терапевтическим? -
С какой целью используют ударную дозу? -
Как называется доза на курс лечения? -
Диапазон доз от минимальной действующей до высшей терапевтической определяется как……………………… -
Как называется область фармакологии, изучающая особенности действия ЛС на детский организм? -
Область фармакологии, изучающая особенности действия у лиц пожилого и старческого возраста? -
Раздел фармакологии, изучающий роль генетических факторов в развитии эффекта ЛС называется? -
Как называется генетическая недостаточность некоторых ферментов?
Основные вопросы темы:
-
Определение фармакодинамики. -
Основные «мишени» для ЛВ. Обоснование каждой «мишени».
-
Рецепторы (мембранные, внутриклеточные) (примеры); -
Нерецепторные молекулы-мишени цитоплазматической мембраны:
-
цитоплазматические ионные каналы (примеры); -
неспецифические белки и липиды цитоплазматической мембраны (примеры);
-
Иммуноглобулиновые молекулы-мишени (примеры); -
Ферменты-мишени (примеры); -
Транспортные системы (примеры); -
Неорганические соединения (например, соляная кислота и металлы) (примеры); -
Молекулы-мишени чужеродных организмов (микроорганизмов, паразитов) (примеры).
4. Понятие об аффинитете и внутренней активности; об агонистах, агонистах-антагонистах и антагонистах специфических рецепторов (примеры).
5. Виды действия ЛВ на организм: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное (основное) и побочное, прямое и косвенное, избирательное, центральное и периферическое, обратимое и необратимое (дать определение и привести примеры).
6. Типы действия: возбуждение, торможение (примеры).
7. Факторы, влияющие на действие ЛВ: химическая структура, физико-химические свойства, пространственное соответствие (комплементарность).
8. Дозология. Понятие «доза». Зависимость действия ЛВ от дозы. Дозирование ЛВ в зависимости от возраста больных и состояния организма. Виды доз: минимальная (пороговая), средняя (разовая и суточная), высшая (разовая и суточная), курсовая, ударная, поддерживающая, токсическая, летальная.
Понятия: «терапевтическая широта», «терапевтический индекс», безопасность.
9. Индивидуальные особенности организма и его состояния для действия ЛС: пол; возраст (педиатрическая и гериатрическая фармакология). Фармакогенетика (энзимопатии, идиосинкразия), состояние организма (патологические состояния, беременность, грудное вскармливание), значение суточных ритмов.
Самостоятельная работа
Задание 1
Используя справочную литературу, определите «мишени» для действия следующих препаратов:
Препарат | «Мишень» |
1. Пилокарпин | А. Транспортная система |
2. Каптоприл | Б. Рецептор |
3. Омепразол | В. Ионный канал |
4. Амлодипин | Г. Фермент |