ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2899
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Препарат | Путь введения | Начало эффекта | Продолжительность эффекта |
Строфантин К | | | |
Бициллин-5 | | | |
Проверка домашнего задания, лекционного конспекта.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальное задание (ситуационные задачи).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 26-39.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология/ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 39-47.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 7
Тема: Фармакокинетика. Метаболизм. Выведение.
Актуальность темы:
Метаболизм и выведение лекарств являются составной частью фармакокинетики – раздела фармакологии, изучающего движение лекарственных веществ в организме. Для обеспечения эффективного и безопасного применения лекарственных веществ необходимо знать закономерности их движения в организме каждого больного: изменение в желудочно-кишечном тракте; всасывание в кровь; распределение в крови, органах, тканях, клетках, метаболизм и выведение. Знание фармакокинетики помогает врачу и провизору предложить оптимальные схемы лечения
, обоснованно проводить коррекцию дозирования лекарственных веществ при сопутствующих заболеваниях почек и печени.
Цель занятия:
Сформировать у студентов представление о фармакокинетике и ее составных частях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- биотрансформацию лекарственных веществ, ее биологическое значение;
- пути выведения лекарственных веществ из организма;
- фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения лекарственных средств.
Уметь:
- обосновывать особенности фармакокинетики лекарственных веществ у каждого больного, с учетом сопутствующей патологии, с целью эффективного и безопасного применения ЛС.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. Метаболизм. Выведение». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 15 мин 15 мин |
| 5 мин 80 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. Подведение итогов занятия. |
|
6. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (80 мин).
5. Контроль выполнения домашнего задания, лекционного конспекта (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Изменение химической структуры лекарственных веществ и их физико-химических свойств под действием ферментов организма называется? -
Какие ферменты участвуют в биотрансформации большинства веществ? -
Увеличение активности микросомальных ферментов печени, под влиянием некоторых ЛС, называется? -
Снижение активности микросомальных ферментов печени под влиянием ЛС. Называется? -
Какие два типа реакций метаболизма Вы знаете? -
Как называется вид метаболизма, когда к функциональным группировкам молекул лекарственных веществ или их метаболитов присоединяются остатки эндогенных соединений? -
Что такое экскреция? -
Перечислите пути выведения ЛВ из организма? -
Как называется обратное всасывание ЛС из просвета почечных канальцев путем пассивной диффузии по градиенту концентрации? -
Суммарный результат биотрансформации и экскреции называется? -
Часть вещества, которая элиминирует из организма в единицу времени, называется?
12. Фармакокинетический параметр, который характеризует скорость освобождения организма от лекарственного вещества, называется?
-
Время, за которое концентрация вещества в плазме крови снижается на 50%, называется?
Основные вопросы темы:
1. Биотрансформация лекарственных веществ и её биологическое значение:
- микросомальный и немикросомальный метаболизм;
- реакции метаболизма: несинтетические (окисление, восстановление, гидролиз) и синтетические (конъюгация) (метилирование, ацетилирование, образование глюкуронидов и др.). Примеры.
- индукция и ингибиция микросомальных ферментов печени лекарственными веществами. Примеры.
2. Пути выведения лекарственных веществ из организма:
- влияние физико-химических свойств лекарственных веществ и их метаболитов на выведение;
- принципы выведения веществ почками;
- особенности выведения гидрофильных и липофильных ЛС;
- понятие об элиминации;
- понятие об энтерогепатической циркуляции;
- другие пути выведения ЛС.
(Примеры).
3. Фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения ЛС:
- константа скорости всасывания (абсорбции);
- максимальная концентрация лекарственного вещества в крови;
- время достижения максимальной концентрации в крови;
- равновесная концентрация лекарственного вещества;
- кажущийся объем распределения;
- период полуэлиминации (полужизни);
- константа скорости элиминации;
- общий, почеченый, печеночный клиренс;
- биодоступность.
4. Изменение фармакокинетических показателей ЛС при заболеваниях печени и почек.
Самостоятельная работа
Задание № 1
На основании фармакокинетических показателей препаратов, указанных в таблице, проведите сравнительный анализ полноты их всасывания, времени наступления и продолжительности эффекта, скорости выведения.
Фармакологический показатель | Дигитоксин | Дигоксин |
Всасывание из ЖКТ в кровь, % | 90 | 50 |
Связывание с белками плазмы крови, % | 90 | 30 |
Т1/2, ч | 165 | 44 |
Общий клиренс, л (ч 70 кг) | 0,17 | 12 |