ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2979
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения препарата при конкретной форме
заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессио-нальных задач;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- навыками подбора препарата аналогичного действия;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта.
Самоподготовка к занятию (план самоподготовки)
1. Прослушать и законспектировать лекции по теме: «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему».
2. Прочитать по учебнику разделы частной фармакологии «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему».
Ответить на вопросы самоконтроля.
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов) | 15 мин 15 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний 4. Собеседование по основным теоретическим вопросам темы | 10 мин 60 мин |
5. Самостоятельная работа (решение ситуационных задач) | 20 мин |
6. Подведение итогов занятия. Проверка конспекта лекций. | 10 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и проводит письменную контрольную работу по рецептуре и фармакологической характеристике препаратов (30 мин).
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний (10 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради. Оценка выполненной работы (20 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при выполнении контрольных заданий. Проверка конспекта лекций. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов (10 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Итоговая рецептурная контрольная работа
(рецепты и фармакологическая характеристика препаратов)
Снотворные:
| Транквилизаторы:
| Нормотимики:
|
Противоэпилептические:
| Антидепрессанты:
пароксетин (адепресс) | Ноотропы:
|
Противопаркинсонические:
| Аналептики:
| Адаптогены:
|
Нейролептики:
| Седативные:
| Биогенные стимуляторы:
|
Основные теоретические вопросы темы:
I. Снотворные средства (гипнотики)
1) Природа сна. Роль гипногенных зон и ретикулярной формации в физиологии сна. Медленноволновой и быстроволновой сон. Физиологическая значимость сна. Фазы сна. Физиологический, гипнотический и медикаментозный сны.
2) Нарушения сна и причины их возникновения. Клинические аспекты применения снотворных и успокаивающих средств при нарушении сна.
3) Классификация снотворных средств:
1. Производные бензодиазепина: нитразепам (радедорм), флунитразепам (рогипнол), мидазолам (дормикум).
2. Производные имидазопиридина и циклопирролона: золпидем (ивадал), зопиклон (имован).
3. Производные барбитуровой кислоты: фенобарбитал, гексобарбитал (гексенал), реладорм (циклобарбитал + диазепам).
4. Производные этаноламина: доксиламин (донормил).
5. Алифатические соединения: бромизовал + кальция глюконат + кофеин + папаверин + фенобарбитал (паглюферал).
6. Комбинированное применение снотворных средств с другими препаратами.
II. Противоэпилептические лекарственные средства (ПЭЛС)
Понятие об эпилепсии. Генерализованные притадки (большие, малые, миоклонус-эпилепсия и парциальные припадки (простые, психомоторные эквиваленты). Понятие о судорогах. Виды судорожных проявлений. Причины их возникновения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЭЛС:А) ПО МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ
Угнетают патологическую импульсацию в ЦНС
-
БЛОКАДА Na+-каналов: вальпроевая кислота (вальпроат натрия, депакин, конвулекс), фенитоин (дифенин), карбамазепин (финлепсин, тегретол), габапентин (нейронтин), ламотриджин (ламиктал, конвульсан), топирамат (топимакс, топсавер).
-
БЛОКАДА потенциалозависимых Ca++-каналов: вальпроевая кислота, этосуксимид (суксилен), габапентин, ламотриджин, топирамат.
-
АКТИВАЦИЯ ГАМК-ергического торможения: вальпроат натрия, фенобарбитал, бензобарбитал (бензонал), габапентин, топирамат.
-
УГНЕТЕНИЕ ГЛУТАМАТ- ергического возбуждения: ламотриджин, топирамат.
-
УМЕНЬШЕНИЕ образования тетрагидрофолата: фенитоин (дифенин), фенобарбитал
Знать классификацию противоэпилептических средств по эффективности действия и химической структуре.
III. Протипаркинсонические лекарственные средства (ППЛС)
Экстрапирамидная система и ее роль в развитии паркинсонизма.
КЛАССИФИКАЦИЯ ППЛС:
I. Вещества, активирующие дофаминергические влияния:
1) Предшественник дофамина: леводопа. Комбинированные ЛС с леводопой: мадопар (леводопа+бенсеразид), наком (леводопа+карбидопа)
2) Средства, стимулирующие дофаминовые рецепторы (дофаминомиметики): бромокриптин (парлодел), пирибедил (проноран), прамипексол (мирапекс).
3) Ингибиторы моноаминоксидазы В: селегилин (юмекс), разагилин (азилект)
4) Ингибиторы катехол-О-метилтрансферазы:
леводопа+карбидопа+энтакапон (комтан).
II. Вещества, угнетающие глутаматергические влияния:
амантадин (мидантан, пк-мерц), мемантин (акатинол).
III. Вещества, угнетающие холинергические влияния:
тригексифенидил (циклодол), бипериден (акинетон).
4. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
IV. Нейролептики. Понятие о «типичных» и «атипичных» нейролептиках. Классификация нейролептиков.
«Типичные» нейролептики: производные фенотиазина: хлорпромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), алимемазин (тералиджен); производные пиперазина: трифлуоперазин (трифтазин) и перфеназин (этаперазин); производные пиперидина: перициазин (неулептил) и тиоридазин (сонапакс, тисон).
Производные тиоксантена: хлорпротиксен (труксал).
Производные бутирофенона: галоперидол (сенорм), дроперидол. Понятие о нейролептанальгезии.
Производные индола: резерпин, карбидин.
«Атипичные» нейролептики: производные дибензодиазепина: клозапин (азалептин, лепонекс), оланзапин (зипрекса); производные бензизоксазола: рисперидон (рисполепт); производные бензамида: сульпирид (эглонил, эглек). Сопоставление активности и побочных эффектов с «типичными» нейролептиками.
V. Нормотимические средства: лития карбонат (седалит).
VI. Транквилизаторы (анксиолитики):
Классификация транквилизаторов: производные бензодиазепина: диазепам (сибазон, седуксен, реланиум), хлордиазепоксид (амиксид, элениум), феназепам, медазепам (мезапам, рудотель)). Специфический антагонист бензодиазепинов- флумазенил (анексат). Атипичное производное бензодиазепина тофизопам (грандаксин). Производные дифенилметана: гидроксизин (атаракс) и производные ГАМК: фенибут, афобазол.
Дневные транквилизаторы:
медазепам, тофизопам, фенибут, мебикар, афобазол.