ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2950
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №2
Используя справочную литературу, определите, при каких комбинациях наблюдаются:
А. Усиление эффектов Б. Ослабление эффектов В. Появление токсических эффектов | Комбинация 1. Раствор мезатона (под кожу) + раствор эфедрина (под кожу) 2. Таблетки тетрациклина (внутрь) + раствор кальция хлорида (внутрь) 3. Аллопуринол + меркаптопурин 4. Маалокс + драже «Ферроплекс» 5. Ацетилсалициловая кислота + глибенкламид 6. Фенобарбитал + дигоксин 7. Хлорамфеникол + аценокумарол 8. Нитразепам + феназепам |
Ответ: 1 – А, В; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 – А,В; 6 – Б; 7 – А,В; 8 – А,В.
Вариант 5
Задание №1
Используя справочную литературу, определите «мишени» для действия следующих препаратов:
Препарат | «Мишень» |
1. Пилокарпин | А. Транспортная система |
2. Каптоприл | Б. Рецептор |
3. Омепразол | В. Ионный канал |
4. Амлодипин | Г. Фермент |
Ответ:1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В
Задание №2
Используя справочную литературу, определите вид антагонизма для следующих комбинаций лекарственных средств:
Комбинация | Вид антагонизма |
1. Активированный уголь + парацетамол 2. Строфантин К + унитиол 3. Прозерин + дротаверина гидрохлорид 4. Пропранолол + салбутамол 5. Нитразепам + кофеин | А. Прямой функциональный Б. Косвенный функциональный В. Физический Г. Химический |
Ответ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А; 5 – А.
Вариан 6
Задание № 1
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат | Действие |
1. Лидокаин | А. Рефлекторное |
2. Анальгин | Б. Местное |
3. Перцовый пластырь | В. Резорбтивное |
4. Кофеин | Г. Центральное |
Ответ:1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г
Задание №2
Используя справочную литературу, определите разовые и высшие разовые дозы морфина, кодеина, метамизола натрия.
Ответ: морфин – р.д. 0,02; в.р.д. 0,05; кодеин – р.д. – 0,1; в.р.д. – 0,3; метамизол натрия – р.д. – 1,0; в.р.д. – 3,0.
Вариант 7
Задание №1
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат (влияние на) | Действие |
1. Суксаметоний и диазепам (скелетные мышцы) | А. Прямое и непрямое |
2. Гепарин и аценокумарол (свертывание крови) | Б. Резорбтивное и рефлекторное |
3. Кордиамин и раствор аммиака (дыхание) | В. Центральное и рефлекторное |
Ответ:1-А, 2-А, 3- Б, В.
Задание № 2
Предложите необходимые рекомендации по устранению ошибок в дозировании
Возможная ошибка | Рекомендации по коррекции дозирования |
| Снижение дозы до ½ от высшей разовой |
| Снижение дозы на ½ или увеличение интервала между приемами. В крайнем случае, временно прекратить прием лекарственного препарата, сообщить врачу |
| Обратить внимание лечащего врача на возможность неэффективного применения лекарственного препарата |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.С. 26-80.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 39-77.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 11
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию»
Актуальность темы:
Удельный вес местной анестезии среди других методов обезболивания достигает 60%. Местная анестезия является наиболее простым и главное, менее опасным методом обезболивания. Вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства широко используются в гастроэнтерологии, кроме того, наружно (в форме присыпок, паст, мазей) при кожных заболеваниях, ожогах, воспалительных процессах в полости рта, носа, зева, уха, а также при отравлениях алкалоидами, солями тяжелых металлов и т.п. Раздражающие вещества находят широкое применение в медицине для лечения миозитов, невралгий, ревматизма и других заболеваний.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение обосновать рациональное применение местных анестетиков и веществ для местного воздействия на ткани в медицинской практике, исходя из фармакологических свойств и механизмов действия, умение правильно выписывать рецепты на препараты данных групп средств.
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию средств, влияющих на афферентную иннервацию;
- основные механизмы действия, эффекты местных анестетиков и веществ с местным действием на ткани;
- побочное действие, показания и противопоказания к применению основных препаратов.
Уметь:
- обосновать применение препаратов с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на основные препараты группы.
Владеть:
- умением классифицировать афферентнотропные ЛС;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин
|
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. |
|
6. Итоговая контрольная работа (рецептура, характеристика препаратов) 7. Подведение итогов занятия. | 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. К каким нервам относятся эфферентные нервы? (к периферическим)
2. Какие нервы включает в себя эфферентная иннервация? (вегетативные и соматические)
3. На какие нервы делится вегетативная нервная система? (симпатические и парасимпатические)
4. Как называется место передачи импульса с нерва на орган? (синапс)
5. Как называется химический посредник передачи нервного импульса в синапсах? (медиатор)
6. Как называются макромолекулы биологических субстратов в органах, с которыми взаимодействуют медиаторы? (рецепторы)
7. Какой медиатор выделяется в симпатических ганглиях? (ацетилхолин)
8. Как называется фермент, инактивирующий ацетилхолин? (ацетилхолинэстераза)
9. Какие рецепторы возбуждают ацетилхолин? (М-, Н-холинорецепторы)
10.Какой медиатор передает возбуждение с постганглионарных волокон симпатической нервной системы? (норадреналин)