ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2947
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эталон ответа:
ЗАДАЧА 14
Больному с хронической сердечной недостаточностью назначили гидрохлоротиазид и аспаркам. Однако в аптеке гидрохлоротиазида не оказалось, и в качестве мочегонного средства был предложен спиронолактон. Через несколько дней у больного стали отмечаться нарушения ритма сердца, металлический вкус во рту, диспептические явления. Что могло вызвать это осложнение? Какую ошибку допустил провизор? Механизм действия спиронолактона?
Эталон ответа:
ЗАДАЧА 15
Больному, длительно принимающему сердечные гликозиды, в связи с наличием отеков нижних конечностей дополнительно назначили гипотиазид. Обоснуйте целесообразность назначения данной комбинации препаратов.
Эталон ответа:
ЗАДАЧА 16
Ребенок съел 5 таблеток фенобарбитала. Доставлен в больницу в тяжелом состоянии через 8 часов после приема препарата. В анамнезе - хронический отит. Назовите препараты, которые можно использовать для ускорения выведения всосавшегося фенобарбитала из организма. Выберите из них те, что следует назначить данному ребенку, учитывая сопутствующее заболевание.
Эталон ответа:
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
Клонидин (клофелин) | Вальсартан (диован) | Гидрохлоротиазид (гипотиазид) |
Метилдофа (допегит) | Папаверина гидрохлорид | Спиронолактон (верошпирон) |
Моксонидин (физиотенз) | Доксазозин (кардура) | Индапамид (арифон) |
Эналаприл (эднит) Моэксиприл (моэкс) Каптоприл (капотен) | Пропранолол (анаприлин) Ирбесартан (апровель) Периндоприл (престариум) | Леспенефрил (леспефрил) Фуросемид (лазикс) Торасемид (диувер) |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
-
Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ИФ «Физико-мате-матическая литература», 2007. -
Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 27
Тема: «Антисклеротические лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение»
Актуальность темы:
Атеросклероз – широко распространенное хроническое заболевание артериальных сосудов крупного и среднего калибра. Атеросклероз является причиной развития ИБС, нарушений мозгового кровообращения, эндартериита приводящих в большинстве случаев к инвалидности и летальности.
Ранний диагноз, своевременное назначение профилактических средств и средств для комплексного лечения атеросклероза позволяют предупредить прогрессирующее развитие этого заболевания и его последующее осложнение.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов и их рациональное использование при атеросклерозе и нарушениях мозгового кровообращения (МК).
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антисклеротических средств и средств, влияющих на мозговое кровообращение;
- принципы противосклеротического действия ЛС и препаратов, используемых при нарушении мозгового кровообращения;
- сравнительную характеристику препаратов;
- показания и противопоказания к применению;
- побочные эффекты изучаемых ЛС.
Уметь:
- проводить контроль написания и коррекцию рецепта на ЛС, применяемые при атеросклерозе и нарушениях МК;
- определить оптимальность выписанной лекарственной формы при соответствующей стадии болезни;
- объяснить несовместимость выписанного лекарственного препарата с препаратами других фармакологических групп;
- осуществить адекватную замену препарата в случае его отсутствия в аптеке.
Владеть:
- умением классифицировать гиполипидемические средства и средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на мозговое кровообращение и применяемые при атеросклерозе;
- методами получения информации по антисклеротическим препаратам и средствам, влияющим на мозговое кровообращение.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме « Антисклеротические лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение». -
Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы. -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Какую физиологическую роль играет холестерин в организме? -
Как классифицируются липопротеиды? -
Какие липопротеиды являются атерогенными? -
Какова роль ЛПВП, хиломикронов? -
Как называется группа препаратов, ингибирующих фермент 3-гидрокси-3-метил-глутарил КоА-редуктазу? -
Назовите препараты из группы статинов с наибольшей биодоступностью? -
Что лежит в основе структуры безафибрата, гемфиброзила, фенофибрата? -
Какой гиполипидемический препарат дает такие побочные эффекты: покраснение и зуд кожи, шум в ушах, головную боль? -
Какие препараты ускоряют катаболизм и экскрецию холестерина? -
Каким общим эффектом обладают аспирин, дипиридамол, трентал, тиклопидин, клопидогрел? -
Развитию каких заболеваний способствует атеросклероз? -
Какие средства обладают ангиопротективным и антиоксидантным действием? -
Какие артерии снабжают кровью головной мозг? -
Какой механизм антигипоксического действия преобладает у ноотропила, танакана, глицина? -
Чем обусловлено улучшение мозгового кровообращения при использовании кавинтона? -
Какой эффект является основным при применении пирацетама, винпоцетина, аминалона, пикамилона при лечении нарушений мозгового кровообращения? -
К какой фармакологической группе по химическому строению относятся пентоксифиллин и эуфиллин? -
Какое осложнение дает быстрое введение эуфиллина и других миотропных спазмолитиков при нарушении мозгового кровообращения на фоне атеросклероза мозговых сосудов? -
Каков механизм сосудорасширяющего действия циннаризина? -
Какой состав фезама?............................... Его синим?..........................